Приватизация, или история всероссийского обмана

ИСТИННАЯ история России и СССР

Модератор: Eskander

Приватизация, или история всероссийского обмана

Сообщение Eskander » 14 мар 2011, 20:11

Лично мне эта тема не дает покоя ... да все время не дает покоя. То, что было заработано нашими дедами и отцами, реально потом и кровью, отняли у нас, нас же не спрашивая. Нарушив при этом конституцию, законы, наплевав на людей и растоптав их. Я попробовал уточнить некоторую хронологию событий.
Последний раз редактировалось Eskander 14 мар 2011, 20:34, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Eskander
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14 май 2010, 02:09

Re: Приватизация, или история всероссийского обмана

Сообщение Eskander » 14 мар 2011, 20:15

В основном взято отсюда и творчески переработано: http://hrono.info/libris/lib_l/leonn05.html

ОСНОВА ПРИ(Х)ВАТИЗАЦИИ:

1) 19 ноября 1986 года, Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»:
Закон открыл дорогу мелкому частному бизнесу и аренде на основе семейного подряда.
2) 30 июня 1987 г., Закон  «О государственном предприятии (объединении)»:
Этот Закон предоставил казенным предприятиям значительную самостоятельность, в том числе они получили право реализации части продукции на рынке по договорным ценам и свободного расходования вырученных средств. Таким образом, образовался канал перекачки государственных средств в негосударственный сектор. Другим таким каналом стали кооперативы, создававшиеся при государственных предприятиях (составлявшие более 80% от общего числа кооперативов)[1]. Государство формально сохраняло титул собственника, но уже слабо контролировало хозяйственную бюрократию. В этих условиях стремительно разворачивается процесс спонтанной «номенклатурной приватизации» (преобразование министерств в концерны, ассоциации, холдинги, создание на базе государственных предприятий акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежал государству). Система 1990–1991 гг. с полной неопределенностью в правах на лжегосударственную собственность, с полной безответственностью специально была создана, чтобы, не боясь ничего, не стесняясь ничем, обогащаться»[2]);
3) 26 мая 1988 г., Закон «О кооперации в СССР».
Кооперативное движение сразу же набрало высокие обороты. К 1990 г. в стране насчитывалось 245 тыс. действующих кооперативов, в которых было занято более 6 млн чел.;
Последний раз редактировалось Eskander 14 мар 2011, 20:33, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Eskander
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14 май 2010, 02:09

Re: Приватизация, или история всероссийского обмана

Сообщение Eskander » 14 мар 2011, 20:16

ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРИ(Х)ВАТИЗАЦИИ:

4) 3 июля 1991 г., Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»
Этот закон стал первым нормативным актом, долженствовавшим ввести процесс приватизации в «законные» рамки. Он определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона цели и порядок приватизации должны были быть установлены Государственной программой приватизации, утверждаемой высшим законодательным органом.
5) Ноябрь 1991 г., Е. Т. Гайдар встал во главе правительства реформаторов.
Все его первоначальные усилия, направленные на ускорение процессов приватизации наталкивались на стойкое сопротивление парламента.
6) 29 января 1992 г., Указ президента РФ Б. Н. Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий».
Этот указ стал реакцией на оказываемое противодействие. Он ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную. Все государственные предприятия России были разделены на три группы: мелкие (до 200 чел. работающих и стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. менее 1 млн руб.), средние (соответственно от 200 до 1000 чел. и до 50 млн руб.) и крупные (свыше 1000 чел. и 50 млн руб.). Крупные предприятия подлежали акционированию, а их акции - продаже. Средние могли использовать как акционирование, так и иные способы приватизации. Мелкие же предполагалось выставлять на аукционы и конкурсы. Процедура акционирования предусматривала несколько методов: бесплатную передачу акций работникам предприятий и приравненным к ним лицам; продажу акций работникам по закрытой подписке; продажу на аукционе (победителем признавался участник, предложивший наивысшую цену); продажу на специализированном аукционе (все участники получают акции по единой цене, а объем покупки определяется в соответствии с предварительной заявкой); продажу акций АО по инвестиционному конкурсу (условием победы в нем выступали наиболее выгодные предложения будущих инвестиций); продажу по коммерческому конкурсу (покупатели обязывались выполнять ряд условий по отношению к предприятию, акции которого они приобретали). Однако сломить сопротивление Верховного Совета РСФСР не удавалось, вследствие чего реформа собственности затормозилась до лета 1992 г. Оппозиционно настроенный по отношению к правительству и президенту парламент не желал брать на себя ответственность за разработку приватизационного законодательства. Президентские указы превратились в основной правовой регулятор отношений собственности. Поспешность при их составлении приводила к тому, что многие указы не были тщательно проработаны и их нормы давали бюрократии широкие возможности для манипуляций в целях создания особых условий приватизации отдельным отраслям, компаниям или покупателям[3].
7) 5 июня 1992 г., Закон №2930-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»
Первый этап приватизации (1992–1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации.
8 ) 11 июня 1992 г., утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» (утв. Постановлением ВС РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1).

Главными целями приватизации в 1992 году провозглашались:
- формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
- содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
- привлечение иностранных инвестиций;
- создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993–1994 годах».
Объекты, находящиеся в государственной собственности в Программе были разделены на три группы:
В первую группу объектов, подлежащих первоочередной приватизации, вошли предприятия сферы торговли, услуг, коммунального хозяйства, жилье, муниципальный транспорт и т. п.
Вторую группу составили объекты, отнесенные к национальному достоянию, приватизация которых была безусловно запрещена: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали и т. п..
Третью группу образовали объекты, приватизация которых допускалась только по особому в каждом случае распоряжению правительства или Госкомимущества.
Государственная программа содержала три основных варианта проведения приватизации. По первому из них работники предприятия бесплатно наделялись привилегированными (не голосующими) акциями в размере 25% от уставного капитала. Им полагалось также 10% обыкновенных (голосующих) акций, приобретаемых со скидкой в 30% от их номинальной стоимости, а руководству предприятия — еще 5% акций по цене, равной номиналу. Второй вариант разрешал трудовому коллективу приватизируемого предприятия приобрести 51% его акций, но по более высокой цене (в 1,7 раза выше номинала). Согласно третьему варианту по решению трудового коллектива создавалась инициативная группа, берущая на себя ответственность за проведение приватизации предприятия и ограждение его от банкротства. В случае выполнения группой взятых на себя обязательств по истечении заключенного ранее договора ее члены приобретали право на получение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций. Включение в программу второго и третьего вариантов, по признанию ее разработчиков, представляло собой компромисс с директорским корпусом, обладавшим в то время всеми необходимыми рычагами, с помощью которых оказывалось эффективное сопротивление приватизации[4]. Компромисс с другой влиятельной группировкой - государственной бюрократией, был достигнут благодаря включению в программу положений, наделявших министерства правом принимать участие в работе комиссий по приватизации.
9) 1 июля 1992 г., Указ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
На первых порах основным способом приватизации являлась конкурсная или аукционная продажа предприятий. Однако после указа президента акционирование стало быстро вытеснять другие способы. Причем все крупные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов свыше 50 млн руб. (на 1 января 1992 г.) или численностью работников свыше 1 000 чел. подлежали обязательному акционированию. Таковых насчитывалось 30169. Из них свыше 70% уже к 1 июля 1994 г. оказались преобразованными в АО, а решения о реорганизации в акционерные общества открытого типа приняты в отношении 81% предприятий[6].
10) 14 августа 1992 г., Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации»
Указ устанавливал довольно простую схему чековой, или ваучерной, приватизации. Государственная собственность, оцененная в сумму около 1,5 трлн. руб., бесплатно и поровну «распределялась» между всеми. гражданами страны. Но и здесь все сссстрашно интересно:
1. Не совсем бесплатно – «…Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.» http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/1992/8/14/8251/
Т.е. 150 млн. чеков ×25 руб = 3,75 млрд. руб. или ок. 30 млн. $. по курсу, например, на 01.07.1992 (125,26 руб. за 1$, http://afga.ru/?p=66)
2. Численность населения на период 1992 г. колеблется по данным разных источников, но незначительно. Причем некоторые источники посчитали нас чуть ли не до единицы (здесь данные, учитывающие в т.ч. миграцию):
по данным Росстата – 148,3 млн. человек. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/pop ... emo11.html
По данным института демографии 148,673 млн. человек
http://www.demoscope.ru/dem-98/g1.html
По данным института демографических исследований 148,5617 млн.
http://jurkom.ru/146-depopulyaciya-v-ro ... gedii.html
3. По данным, представленным регионами, на территории Российской Федерации введено в обращение приватизационных чеков выпуска 1992 года 151.453.229 штук, выведено из обращения — 148.585.030 штук, в том числе собрано по закрытой подписке 2.961.466 штук, на чековых аукционах 114.674.208 штук, иными способами — 7.919.359 штук. Осталось в обращении на 1 октября 1994 года 2.868.319 приватизационных чеков (1,9 процента от числа введенных в обращение), которые, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года № 1498 “О дополнительных мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации”, могут быть использованы по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в оплату объектов приватизации, приобретаемых в соответствии с региональными программами приватизации, в период с 1 сентября на срок до трех месяцев. Информация отсюда http://postsov.rsuh.ru/hrest/gl4.shtml. Какую-либо официальную информацию или статистику не нашел, поэтому насколько можно доверять этим данным, не знаю:
148.585.030 штук + 2.868.319 штук = 151453349 (а не 151.453.229). Понятно, разница-то незначительная, но учитывая что, типа, посчитан каждый чек – все остальные данные как-то уже не так воспринимаются.
Ну да я не об этом. Население со всеми умершими и вновь прибывшими в 1992 г. по данным в принципе официальным составила, ну пусть так 148.561.700 чел., чеков выдано 151.453.229 штук, т.е. на 2.891.529 штук больше чем, проживающих в России людей. В денежном эквиваленте (по цене чека) эта разница составила 289152900000 руб., или по курсу  на 01.07.1992 (125,26 руб. за 1$) – ок. 2,31  млрд. $ - хорошая прибавка к пенсии (понятно кому). Как, гриться, нам и не снилось…)
Итак, каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), коих было образовано около 400, или просто продать ваучер.
Выдвинутое в ходе предварительного обсуждения предстоящей реформы предложение сделать все ваучеры именными, дабы затруднить их последующую концентрацию в руках немногих лиц, не было принято и не нашло отражения в указе. При этом грубо нарушены  требования ст. 1218  Конституции РФ 1978 г. устанавливающей, что нормативные акты органов исполнительной власти (получается, что и указы президента РФ в т.ч.) не могут  противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Однако президент РФ издал Указ  от 14  августа 1992 г. "О  введении в действие  системы приватизационных  мер чеков в Российской Федерации", которым, вопреки действовавшему в это время  Закону  РСФСР  "Об  именных приватизационных счетах и  вкладах в РСФСР", предусматривавшему  введение для российских граждан личных именных приватизационных  счетов, установил выдачу им анонимных приватизационных чеков (отсюда http://thewalls.ru/parshev/eltzin_5.htm).
В научной литературе неоднократно обращалось внимание на слабость и несвоевременность законодательного обеспечения процесса приватизации, наглядно проявившиеся особенно на первом этапе. Так, разрабатывавшееся правительством Положение об организации конкурсов и аукционов, акционировании государственных предприятий было утверждено указом президента только 29 января 1992 г., а не 1 августа 1991 г., как планировалось изначально. Положение об инвестиционных фондах и Типовое положение о комитетах по управлению имуществом были утверждены 7 и 14 октября 1992 г., а не в августе 1991 г. Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г. была утверждена на сессии Верховного Совета только 11 июня. Утверждение Положения о холдинговых компаниях последовало 16 ноября 1992 г., то есть спустя год и четыре месяца после выхода закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ». Затягивание с принятием основных приватизационных документов нередко сопровождалось изменением утвержденных условий приватизации. Например, закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. предусматривал возможность выкупа трудовым коллективом всего имущества предприятия без проведения конкурса, аукциона или акционирования, тогда как в утвержденной 11 июня 1992 г. Государственной программе приватизации на 1992 г. эта норма уже отсутствовала.
Последний раз редактировалось Eskander 14 мар 2011, 20:33, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Eskander
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14 май 2010, 02:09

Re: Приватизация, или история всероссийского обмана

Сообщение Eskander » 14 мар 2011, 20:26

ВТОРОЙ ЭТАП ПРИ(Х)ВАТИЗАЦИИ:
22 июля 1994 г., Указ президента «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г» оформил переход ко второму этапу приватизации – денежному. На данном этапе намечалось решение двух стратегических задач. Во-первых, добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления структурной перестройки последних. Во-вторых, значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. Указ, в частности, предусматривал направление 51% от продажной цены самому приватизированному предприятию для реструктурирования и развития производства.
(А вот это уже, имхо, один из основных ключевых моментов. Какой-нибудь Березовский на кредитные средства, предоставленные государством, покупает, например «Аэрофлот», и государство, при этом 51% от этой суммы возвращает назад на предприятие, т.е. фактически в карман новому владельцу. Оно и понятно - надо там откаты заплатить и т.д.)
При этом, в июле 1994 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ подавляющим большинством голосов отклонила проект Федерального закона "О принятии Государственной программы приватизации  государственных  и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.". Несмотря на это, президент РФ  Б.Н.  Ельцин ввел ее в действие  без каких-либо существенных  изменений своим Указом от  22 июля 1994  г. "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.". Реализация этого Указа привела к дальнейшему отчуждению большинства населения страны от участия в приватизационном процессе (отсюда http://thewalls.ru/parshev/eltzin_5.htm)
Надежды существенно пополнить бюджет не оправдались. (ха-ха-ха) И в 1995-м, и в 1996 г. непосредственная продажа акций, оставшихся в руках государства предприятий, приносила казне относительно скромные суммы — около 1 трлн. руб. ежегодно. При этом приватизация потеряла былой темп. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия – почти вдвое меньше, чем в 1994 г. Вместе с тем в орбиту акционирования теперь вовлекались значительно более крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Между тем сверстанный и утвержденный государственный бюджет предусматривал доходы от продажи государственного имущества в размере 4 785,4 млрд руб. Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов.
К идее залоговых аукционов правительство подтолкнула неудача с реализацией планов продажи крупных пакетов акций нефтяных компаний. Государственная дума в преддверии очередных парламентских и президентских выборов запретила приватизацию предприятий топливно-энергетического комплекса (очень важно), но сделала это уже после утверждения бюджета на 1995 г. Глава ОНЭКСИМ-банка В. О. Потанин предложил правительству следующую схему: банкам на конкурсной основе передаются контрольные пакеты акций нефтяных компаний в обмен на кредиты.
Тридцать первого августа 1995 г. президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные «торги». Как отмечал Я. Ш. Паппэ, «…победители аукционов в каждом случае фактически определялись заранее, причем попытки конкуренции жестко пресекались»[7]. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн. руб.
http://oilru.com/nr/52/90/, интересная аналитика результатов приватизации ТЭК по состоянию на октябрь 1998 г.:
В марте 1999 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ провела парламентские слушания на тему: "Приватизация предприятий топливно-энергетического комплекса и проблемы повышения эффективности производства".
Мулланур ГАНЕЕВ, председатель Комиссии Госдумы по анализу итогов приватизации в 1992-1996 гг. и ответственности должностных лиц за ее негативные результаты
В России решение проблемы построения высокоразвитого общества связали с приватизацией. По состоянию на октябрь 1998 г. в акционерные общества преобразовано 2345 государственных предприятий ТЭК, что составляет 80% от их общего количества. В качестве ведущей цели и показателя приватизации был законодательно установлен рост экономической эффективности производства.
Обратимся к цифрам. За 1991-1998 гг. производство электроэнергии уменьшилось на 24%, нефти - на 42%, газа - на 8%, угля - на 41%. Одновременно объем эксплуатационного бурения на нефть сократился в 4,6 раза, разведочного - в 3,9 раза, на газ, соответственно - в 3,5 раза и 5 раз. Параллельно вырос удельный вес бездействующего фонда скважин: по нефти - в 2,8 раза, по газу - в 1,4 раза.
Особенно впечатляют цифры, характеризующие финансовое состояние крупных и средних предприятий ТЭК. За 1993-1998 гг. удельный вес убыточных организаций увеличился в 6,3 раза и сегодня практически достиг 49,2%. Убытки при этом увеличились в 605 раз и достигли суммы 139,2 млрд рублей. Просроченная кредиторская задолженность возросла в 53 раза и составила сумму 700,9 млрд рублей, а дебиторская - в 27,3 раза (394,2 млрд рублей).
Анализ данных приватизации и ее финансовых результатов показывает устойчивую ежегодную тенденцию к снижению объемов производства с одновременным увеличением числа убыточных организаций и сумм их убытков, а также к росту кредиторской и дебиторской задолженности.
Опросы работников отрасли показывают, что отчуждение от собственности не прекратилось. Абсолютное их большинство - около 90% - не чувствуют себя собственниками, более того, к их прежнему состоянию добавилась какая-то рабская подчиненность обстоятельствам. Это очень тревожный симптом, он противоречит современной тенденции движения работника по пути раскрытия его творческого потенциала. И лишь незначительную их часть, относящуюся, как правило, к руководящим структурам акционерных обществ, участвующим в их управлении и распределении прибыли, можно считать собственниками.
В результате приватизации не повысилась и социальная защищенность работников ТЭК. Как и везде, у них одна задача: выжить. Средняя реальная заработная плата по сравнению с доприватизационным периодом снизилась в 5-10 раз.
Из сказанного вытекает, что приватизация по той модели, по которой она воплощалась в жизнь, не только не привела к выполнению намеченных целей, но и крайне негативно сказалась на экономической ситуации в отрасли.
Наряду с ошибочным выбором модели приватизации ее реализация сопровождалась многочисленными нарушениями законодательства. С 1995 г. проводились аукционы, в результате которых, по мнению экспертов, только упущенная выгода из-за недооценки акций нефтяных компаний составляет около 400 млрд долларов.
Избранная модель приватизации есть не что иное, как преступление. В то время, когда страна задыхается от внутренней и внешней задолженности, расхищаются сотни миллиардов долларов.
Из 2345 приватизированных предприятий ТЭК лишь 30 обеспечивают 90% потребностей экономики и населения в топливе и энергии.
Как островки относительного благополучия работают такие предприятия, как "Газпром", нефтяные компании "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По данным, полученным в процессе анализа комиссии Счетной палаты, приватизация "Газпрома" осуществлена в рамках закона, контрольный пакет акций находится в руках государства.
Особо хочу подчеркнуть следующее. Необходимо обеспечить безусловное исполнение федерального закона об особенностях распоряжения акциями РАО "ЕЭС России" и других акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, чтобы не допустить перехода иностранным инвесторам более 25% акций этих обществ.
Как известно, в РАО "ЕЭС России" им передано 33,6%. Следовательно, правительство Российской Федерации должно обеспечить соблюдение и восстановление законности.
Чтобы ТЭК заработал на полную мощность, необходимы инвестиции, которых, по мнению специалистов, в ближайшие годы потребуется ежегодно около 40 млрд долларов, а их у государства, как вы знаете, нет.
Подводя итоги, хочу сказать следующее. Сегодня необходима новая концепция приватизации, которая выработана и опробована мировой теорией и практикой.
Государство в лице правительства, Министерства топлива и энергетики России, Министерства государственного имущества не обеспечивает эффективного управления государственным имуществом и регулирования экономического процесса. Несовершенство налоговой, ценообразующей, да и в целом всей экономической политики, ее результаты с абсолютной определенностью подтверждают необходимость формирования новой концепции социально-экономического развития России, без которой немыслим, невозможен подъем ТЭК и в целом российской экономики. Комиссия готова представить в ближайшие месяцы такую концепцию.
Последний раз редактировалось Eskander 14 мар 2011, 20:33, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Eskander
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14 май 2010, 02:09

Re: Приватизация, или история всероссийского обмана

Сообщение Eskander » 14 мар 2011, 20:31

ТРЕТИЙ ЭТАП ПРИ(Х)ВАТИЗАЦИИ:
Третий этап приватизации получил наименование точечного (в аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью). Среди исследователей существуют некоторые расхождения относительно датировки его начальной фазы. Одни (в их числе Я. Ш. Паппэ) начальной вехой этого этапа называют конкурс по продаже блокирующего пакета акций телекоммуникационного холдинга Связьинвест, состоявшегося весной 1997 г., и последовавшие за ним продажи контрольных пакетов акций Восточной и Тюменской нефтяных компаний. Другие предлагают считать такой вехой закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», подписанный президентом страны 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа того же года) — один из последних крупных законодательных актов в своей области. Закон, во-первых, официально признал окончание массовой и безвозмездной приватизации, во-вторых, изъял большинство прежних льгот у трудовых коллективов и, в-третьих, расширил полномочия регионов, предоставив им право разрабатывать собственные варианты приватизационных схем. Этим же законом была отменена практика составления ежегодных плановых заданий на приватизацию. Но задача наполнения бюджета доходами от приватизации сохранялась. Ее выполнение теперь должны были обеспечивать главным образом единичные крупные сделки.
Тем самым зависимость доходной части бюджета от результатов приватизации сохранялась. Поэтому некоторые исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г. Третий же этап, по их мнению, наступает лишь в конце 1998 г., когда приватизация утрачивает значение важнейшего элемента экономических реформ, и на передний план выдвигаются проблемы корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий, рационального использования и повышения эффективности управления собственностью[8]. Продажа остающейся у государства собственности теряет прежние масштабы и темпы. Так, если в 1991–1993 гг. было приватизировано около 89 тыс. предприятий (то есть до 30 тыс. в год), в 1994 г. — 23,8 тыс., то в 1995 г. — 10,2 тыс., в 1996 г. — менее 5 тыс., в 1997 г. — менее 2,5 тыс.[9]
К 2001 г. в собственности РФ по всему народному хозяйству насчитывалось 13 786 государственных унитарных предприятий и 23 099 учреждений. Государство также являлось акционером 3 316 хозяйственных обществ с разной долей своего участия. Оно составляло 100% для 382 из этих обществ, свыше 50% — для 470, от 25 до 50% — для 1601, менее 25% — для 863. Также в федеральной собственности находились объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: часть из них (214 млн м2) была передана в коммерческое пользование, а другая (123 млн м2) — в некоммерческое[10]. Это внушительное хозяйство оказывалось по существу безнадзорным.
9 сентября 1999 г., Постановление правительства «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ» должно было исправить положение. Деятельность государственных унитарных предприятий, равно как и система управления ими, оценены в этом документе как совершенно неэффективные. Основная идея Концепции — переход к основательной регламентации деятельности названных предприятий и надзирающих за ними «представителей государственных интересов» (избираемых по конкурсу). При этом основная тяжесть такой работы возлагалась на отраслевые органы исполнительной власти, ответственных и за подбор «представителей».


А как вам вот такой финт ушами:
Декабрь 2001 г., федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (вступивший в силу 26 апреля 2002 г.) развил и конкретизировал основные положения Концепции, проведено строгое разграничение полномочий между законодательным собранием, правительством и президентом в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Госдума получила контроль над естественными монополиями — Газпромом, РАО «ЕЭС России», транспортными системами МПС, приватизация которых теперь становилась возможной только с ее ведения. Правительству оставлено планирование и общее руководство процессом приватизации. Президенту предоставлено право формировать и утверждать перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определять возможность их приватизации.
Т.е. раньше Госдума стабильно голосовала против ельцинских указов по приватизации, а Бенька тупо наплевав на это противодействие – просто подписывал указы и вводил их в действие (если кто не помнит, то отклонив 3 раза закон, подписанный президентом, Дума фактически попадала под самороспуск). Теперь на фоне популярности Путина его нельзя было подставлять под личную ответственность за беспредел. После «победы» «ЕдРа» на выборах в Госдуму эта ответственность переложена на нее и ответственность… обезличена. В ответе за дальнейший распил просто вся Дума, а не конкретное должностное лицо. Это как с законами про педофилов - все кричат, типа, их казнить надо, а как начнут голосовать – так ужесточение ответственности за педофилию не проходит. Парадокс. В связи с этим еще подумалось – а чего нам ждать, когда законы для нас  принимают лоббисты пидоров и педофилов.
В соответствии с новым законом назначение директоров государственных унитарных предприятий (ГУПов) осуществляется на основе заключенных с ними контрактов. Устанавливается процедура ежегодной аттестации этих руководителей и система их ежеквартальной отчетности перед отраслевыми ведомствами. В целях пресечения действий менеджеров, противоречащих интересам собственников, вводятся плановые задания на прибыль, выручку от реализации товаров и услуг и на отчисления в госбюджет.
Тогда же, в декабре 2001 г., Министерство государственного имущества (МГИ) утвердило регламент действий государственных представителей на тех предприятиях, где государству принадлежит блокирующий пакет акций. Регламент касается вопросов подготовки к собраниям акционеров, формирования бюджетной и дивидендной политики предприятия, выработки приоритетных направлений его развития.
Закон о приватизации 2001 г., по мнению ряда экспертов, имеет и существенные недостатки. В частности, в нем отсутствуют нормы, предписывающие включение в план приватизации сведений о стоимости федерального имущества (прогноз начальной цены пакетов акций), которое предполагается приватизировать (во как!!). Поэтому такой план не может дать представление о стоимости федеральной собственности, подлежащей приватизации, и, следовательно, не позволяет оценить эффективность приватизационных сделок. Кроме того, в законе не определен порядок рассмотрения Государственной думой утвержденного правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и отчета правительства о результатах приватизации[11]. По мнению директора Института проблем глобализации М. Г. Делягина, новый закон дает правительству еще больше свободы, чем прежде, позволяя определять формы Справка № 1 2005 и методы приватизации вплоть до их непосредственного индивидуального назначения для отдельных предприятий, а также отменять существовавшие до принятия закона указы бывшего и нынешнего президентов[12].
В 2002 г. правительство РФ приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры приватизации, предусмотренные законом 2001 г.:
9 июля 2002 г. «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества»
31 июля 2002 г. постановление «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества», т. е. правил определения минимальной цены, по которой возможно отчуждение государственного или муниципального имущества;

19 августа 2002 года. «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» (в них определяются подлежащий приватизации состав имущества, способ его приватизации и нормативная цена);
11 октября 2002 года, федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который детально определяет права и обязанности этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.

В ближайшие годы нет никаких оснований ожидать нового всплеска массовой приватизации. По мнению экспертов, предполагаемая продажа 8 000–9000 государственных унитарных предприятий потребует продолжительного времени. Более того, в последние годы явно обнаруживается тенденция к деприватизации. Начиная с 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения «возвратилось» 39 тыс. организаций и предприятий.

Литература.

[1] Морыженков В. А. Приватизационная антикризисная экономическая политика. М., 1999. С. 28.

[2] Гайдар Е. Государство и эволюция. СПб., 1997. С. 166.

[3] Устюжанина Е. В. «Другая» частная собственность: Приватизация по-русски // Экономическая наука современной России. 2001. №2. С. 85–86.

[4] Устюжанина Е. В. Указ. соч. С. 61.

[5] Виноградов В. А., Веселовский С. Я. Приватизация в глобальном контексте. М., 1998. С. 76; Шеншин А. Е. Формирование основ рыночной экономики в России в конце ХХ в. М., 2002. С. 23; Лапина Н. Ю. Российская приватизация: история, динамика, результаты // Приватизация в России и других странах СНГ. М., 2003. С. 26.

[6] Игнатова Т. В., Чередниченко С. И. Приватизация в системе государственного регулирования экономики. Ростов н/Д., 2002. С. 53–54.

[7] Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника. 1992–2000. М., 2000. С. 34.

[8] Такой точки зрения, в частности, придерживаются А. Е. Шеншин, авторы коллективной монографии под ред. В. Н. Черковца «Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы истории и теории». М.: ТЕИС, 2002.

[9] Кокурин Д. И., Шепелев В. М. Защита собственности от экономических рисков. М., 2004. С. 15.

[10] Государственная собственность в экономике России и других стран. С. 132–133.

[11] Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 гг. / Подготовлен Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты Российской Федерации) [http://rusref.nm.ru/priv13.htm].

[12] Матвиевская Э. Д. Российская собственность и продолжающийся процесс приватизации. Конец второго тысячелетия (2000–2002 гг.) М., 2003. С. 21.
Последний раз редактировалось Eskander 14 мар 2011, 20:33, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Eskander
Постоялец
Постоялец
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 14 май 2010, 02:09


Вернуться в Историческая правда

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron