Монтировка (фомка, мини-ломик)

Обзор снаряги (от самой крутой, до самой недорогой) и способы ее самостоятельного изготовления как дома, так и в походных условиях из подручных средств.

Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение estimata » 02 янв 2018, 20:56

Посвящается выживальщикам, шофёрам, грузчикам, тем кто участвует в ремонтах и любителям игры Half-Life.


Монтировка - это ручной ударный и рычажный инструмент.
Обычно монтировка представляет собой металлический стержень с остро заточенными или расплющенными концами (либо с одним острым коническим и другим плоским).
Монтировка напоминает лом, но имеет меньшие размеры, что обеспечивает удобство использования и работу в условиях ограниченного пространства.
Монтировка - это простейший инструмент, не требующий при эксплуатации электроэнергии, топлива и ремонта. А срок службы ограничен только коррозией и прилагаемыми нагрузками.


Область применения
- раскалывание твёрдых предметов: крупных кусков каменного угля, камня, льда и т. д... Хотя использование в этом качестве обычного лома намного удобнее.
- перемещение тяжестей на небольшие расстояния (работа монтировкой как рычагом)
- в качестве аварийного инструмента на случай пожара и др. чрезвычайных ситуаций.
- в качестве оружия (хотя это его далеко не главное назначение)
- использование монтировки в качестве универсального ключа. Иногда эта необходимость может возникнуть у вас, а может быть использована для совершения кражи (взлома) преступниками. Жаргонное название «фомка» придумано ворами для обозначения небольшой монтировки для взлома замков, дверей и пр.
- использование в качестве гвоздодёра
- и др. Всё ограничено вашей фантазией и видом монтировки.


Виды монтировок

Монтировки могут иметь самые разные конфигурации. Приведу самые распространенные варианты
S-образная монтировка.
Самый популярный вариант, отличающийся удобством и универсальностью применения. Одна сторона приспособления выгнута полукругом как на фото, а вторая сделана в форме лопатки и отогнута под углом примерно 30 градусов.
Изображение
На закругленном конце может быть прорезь, чтобы использовать монтировку как гвоздодер.

Если вам нужен вариант «на всякий случай», которым можно и окно снять, и колесо разобрать, то приобретайте именно эту конфигурацию.

Прямая монтировка.
Этот вариант чаще всего используется в автомобильной сфере. Одна сторона выполнена в виде расширенной и слегка согнутой лопатки, а вторая чаще всего заострена. Встречаются варианты, в которых расплющена только одна сторона.
Изображение
Простое приспособление, которое чаще всего используется как рычаг при разборке или поднятии тяжелых предметов.


Прямая монтировка с ручкой.
Это современное исполнение, в котором для удобства на торец надета ручка из резины. Рабочая сторона выполнена в форме лопатки, которая может иметь разные размеры и разный угол наклона.
Изображение
Наличие ручки повышает безопасность использования, инструмент не выскальзывает из рук и им намного удобнее работать.


Плоская монтировка.
Этот вариант используется в автомобильной сфере и в народе называется обычно называется монтажкой.
Изготавливается из стальной полосы и может иметь разную длину.
Изображение
Такое приспособление продается в автомагазинах и идеально подходит для разборки шин.

Использовать плоскую монтажку для сложных и тяжелых работ не стоит, ее прочность намного ниже, чем у стандартных вариантов, и вы, скорее всего, согнете инструмент.

Г-образная монтировка.
Напоминает S-образную монтировку описанную выше, но в отличие от него один конец просто загнут, а не выгнут полукругом. Этот вид изделий чаще всего имеет небольшой размер (до 400 мм) и используется в местах с ограниченным доступом.
Изображение
Как видно на снимке, одна сторона выполнена в форме гвоздодера, приспособлением такой конфигурации очень удобно вынимать старые гвозди.

Г-образная монтировка с ручкой.

Чаще всего используется в качестве гвоздодера при проведении плотницких и других подобных работ. Но при необходимости инструмент можно применять и для других целей.
Изображение
Очень удобное и компактное приспособление.




Материалы для изготовления монтировки.
Основным материалом для изготовления монтировок является среднеуглеродистая сталь (например, ст. 30, ст. 45, ст. 50).
В редких случаях применяется нержавеющая сталь (работа в коррозионной среде) или титан.
Титановые монтировки имеют небольшой вес и большими по сравнению с обычными монтировками прочностью.. Но у них есть большой минус - они дороже обычных.


Рекомендации по выбору монтировки
Ниже приведены критерии, на которые нужно обратить внимание при выборе монтировки.
Длина монтировки.
Этот показатель может варьироваться от 30 до 85 см. Выбирать стоит тот вариант, который лучше всего подходит для выполняемых работ. Так для снятия шин на мотоциклах хватит варианта на 300 мм, для автотранспорта - 450 мм, для демонтажа оконных рам — 600 мм;
Толщина монтировки.
Тут все просто: чем толще элемент, тем он прочнее и надежнее. Но вместе с тем, массивные варианты весят намного больше и не всегда есть потребность в высокой прочности, иногда достаточно и тонкого металла (например, плоская монтировка шофера отлично подходит для разборки колес).
Если вам важна прочность, то выбирайте изделия овального сечения, они намного жестче, чем обычный круг.
Качество изготовления.
Определить прочность металла на глаз сложно, но можно оценить обработку изделия и исходя из этого, сделать выводы. Расширения на концах должны быть ровными и качественно обработанными, на поверхности металла не должно быть раковин, заусенцев и других повреждений. Слой краски или гальваническое покрытие должны быть равномерными, без повреждений
Конфигурация.
Выше были указаны виды монтировок. Вам же нужно определиться, какой вид монитровки лучше всего подходит в вашей ситуации и, исходя из этого, подобрать оптимальное решение. Иногда проще купить два инструмента разных размеров, чтобы выполнять различные работы с максимальным удобством.


Как работать монтировкой
Ничего сложного в работе с монтировкой нет. Надо придерживаться нескольхи простых правил:
- не следует налегать на монтировку всем телом, особенно в тех случаях, когда нет сильного упора на ноги. Потому что во время работы можно не только потерять равновесие, но и упасть. Особенно это опасно, если работа выполняется на высоте.
- во время выдергивания гвоздей или других элементов, важно, чтобы монтировка была направлена в противоположную сторону от работника и что бы рядом никто не стоял. Т.к. в работе используются силовые нагрузки и случайный удар инструментом может быть довольно травмоопасным.
- во время выдергивания мелких соединительных предметов (гвоздей и т.п.) монтировкой нужно следить за тем, чтобы эти предметы не вылетали в стороны, а лучше – оставались между зубчиками инструментами.
Важно, чтобы при этом хороший упор был на ноги. Затем следует зацепить гвоздь или другой элемент зубчиками лома и обратить внимание, чтобы шляпка элемента была закреплена плотно, и в процессе работы она не соскользнула. Остается взять инструмент за заднюю часть крепко обеими руками и резким ударом выдернуть элемент.


Хранение монтировки
Так как монтировка, как правило, изготовлена из обычного углеродистой стали, значит главный враг его – это коррозия. Поэтому рекомендуется монтировку хранить в сухом помещении. Если же это вентилируемый гараж или подвальное помещение, то лучше завернуть инструмент либо в плотную ткань, либо в плотную бумагу.
Читал, что некоторые хозяева обмазывают монтировку тонким слоем машинного масла (иногда упоминалась отработка). Это хороший способ уберечь от появления ржавчины. Но считаю такой способ целесообразным только при длительном хранении или если в месте хранения монтировки большая влажность.
Еще один хороший способ - покрасить монтировку.

Если же местами все-таки проступила ржавчина, то от нее можно быстро избавиться. Можно воспользоваться для этого наждачной бумагой. Те места, которые подверглись коррозии, надо тщательно потереть. Затем обтереть монтировку сухой тряпкой и покрыть поверхность небольшим количеством машинного масла (вполне подойдет и переработанное).


Источник - https://lik-o-dil-es.blogspot.ru/2018/0 ... lomik.html

P.S. Опубликовано первым в этом году.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8768
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение Юра » 04 янв 2018, 08:26

титановых монтировок не существует - это маркетинг. Титанановые сплавы похожи на дюраль просто чуть прочнее и легче, снеговые лопаты в пример. Из тех сплавов что могут пойти на монтировку - цена их буде чуть меньше цены золота по весу.
Нержавейка не применяется абсолютно - ударная прочность ниже (хрупкая).
Чистая сталюка не применяется - разные сплавы. Марку всё равно не узнаешь, только по искре углерод прикинуть.
Окрашенная или блестящая - китайское фуфло по цене металлолома. Окраска при ударных нагрузках начинает отходить и потом очень неприятно из-под кожи осколки краски выковыривать.
Критерии выбора - при зажатии одним концом (1/10) должна выдержать вес 150-200 кг и удара 5 кг кувалды без изменения формы.
Самый прочные по форме - шестигранником, но и самые неухватистые.
Резиновые ручки очень часто проворачиваются в самый неудачный момент - ну очень на любителя.
Хранить в промасленной тряпке, не забывая что масло окисляется на воздухе. Новую или ошкуренную лучьше всего техническим вазелином смазать.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6598
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение estimata » 04 янв 2018, 16:51

Юра писал(а):титановых монтировок не существует - это маркетинг.

Существует. Сам такой работал... Только одна проблема - она была самодельная, еще с советских времен. Сейчас - не знаю, может и маркетинг один.
Юра писал(а):Нержавейка не применяется абсолютно - ударная прочность ниже (хрупкая).

В некоторых случаях - применяется (не везде же нужна ударная прочнось). Опять же есть свой опыт на производстве.

Юра писал(а):Чистая сталюка не применяется - разные сплавы. Марку всё равно не узнаешь, только по искре углерод прикинуть.

Сейчас же не узнаешь из чего делают. Раньше так делали... по крайне мере у нас.

Похоже надо вообще переписать этот абзац.

Юра писал(а):Критерии выбора - при зажатии одним концом (1/10) должна выдержать вес 150-200 кг и удара 5 кг кувалды без изменения формы.

Юр, как ты собираешься проверять так монтировку перед покупкой? Тем более не всегда по монтировкам наносятся удары, иногда просто отгибают.

Юра писал(а):Резиновые ручки

Ни разу не пользовался с прокруткой... Хотя опыт то небольшой 1 или 2 раза использовал такую.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8768
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение Юра » 05 янв 2018, 00:31

При СССР возможно , сейчас ну очень сильно сомневаюсь.
нержавейка при сломе не гнётся а сразу ломается.
там важен не сам сплав а виды термообработки что прошёл. Хотя и от качества сплава тоже зависит, но веры бумажкам уже нет.
свои мотировки все проверял, безопастность дороже. Ударная нагрузка всегда есть - проверенна при замене и разбортовке колёс - когда прыгают на ней. Проверка именно на такое и ориентируется - если в таком не сломается и не согнётся - пригодна к эксплуатации.
у китайчат сплошь и рядом.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6598
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение estimata » 05 янв 2018, 02:30

Юра писал(а):нержавейка при сломе не гнётся а сразу ломается.

Я просто говорил к тому что иногда они бывают. Просто из-за специфики работ... или сделаны из того что было.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8768
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение Юра » 05 янв 2018, 07:31

скорее сделанны из того что попалось. Так один одарённый из стамески отвёртку сделал - сломалась и пропорол руку.
Если нужна именно стойкость к химии обычно что-то типа планкирования делают на обыкновенных.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6598
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Монтировка (фомка, мини-ломик)

Сообщение Евген » 08 июн 2018, 08:46

Себе сделал монтажку из стабилизатора автомобильного с классики. Охрененная сталь и устойчивость к ржавчине.. По нагрузкам при своих размерах выдержит любую. форму концов уже делаешь под себя, взависимости от области применения. кому колесо бортировать, а кому сейф вскрывать ;D ...
    Всё новое - это хорошо забытое старое

Сталкер-это автономная боевая единица.
Аватара пользователя
Евген
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 24 ноя 2012, 17:42
Откуда: КурскаяДуга


Вернуться в Наша снаряга

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2