Камни

Создан для размещения теории. Ведь теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Пробуем быть видящими.

Модератор: Уч-Кутак

Камни

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:03

Любопытные факты об абразивных материалах

Слово «абразив» по-латински означает «скоблить». Абразивы широко применяются для резания, сверления, шлифования и полирования камней. Для этого они должны иметь большую твердость, чем обрабатываемый камень.

К природным абразивам относятся алмаз, корунд, кварц, гранат, наждак, трепел, к искусственным — электрокорунд, карбид кремния, карбид бора, окись хрома, окись алюминия, окись железа, синтетический алмаз.

Алмаз. Свое название получил от греческого слова «адамаст» — «недоступный», «неукротимый». Алмаз — минерал, химически чистый углерод. Твердость — 10, плотность — 3∙103—3,6∙103 кг/м3. В качестве абразива используются отходы ювелирного производства, так называемые технические алмазы. Алмаз, кроме кристаллов, образует сростки и агрегаты. Так, борт состоит из мелкозернистых сростков неправильной формы, баллас — из шарообразных агрегатов, а карбонадо — тонкозернистых овальных черных агрегатов, имеющих различные дефекты: трещины, поры, включения графита. Все они серовато-бурого цвета. Для обработки камня применяют алмазно-металлические круги, а на стадии окончательной шлифовки — чугунные диски, шаржированные алмазными порошками (3—10 мкм). Массу алмаза измеряют в каратах.

В старину арабские и египетские ювелиры для измерения массы алмазов и других самоцветов использовали темно-коричневые бобы из стручков дерева карубы. Греки эти бобы называли «киратами», позднее это слово превратилось в «карат». Вес одного боба соответствовал 192,8 — 215,9 мг. Теперь карат соответствует 200 мг.

Корунд — это модификация глинозема. На 80—95 % состоит из кристаллической окиси Al2O3 И незначительного количества других минералов. Плотность — 3,95∙103—4,1∙103 кг/м3; твердость — 9. Природный корунд применяется ограниченно, в основном в виде паст и порошков для доводочных операций.

Кварц — это кремнезем, на 90% состоящий из SiO2. Плотность— 2,65∙103 кг/м3, твердость — 7. Имеет различную окраску, встречается в виде зернистых, волокнистых и плотных масс. Очень распространенный и дешевый материал. Применяется для изготовления шлифшкурок на тканевой и бумажной основах, а также в виде шлифзерна.

Гранат — породообразующий минерал. Бывает алюмокальциевым, железокальциевым и хромовым. Состоит из отдельных кристаллов. Твердость — 6,5—7. Применяется ограниченно.

Наждак — горная порода, на 10—45% состоящая из мелкого кристаллического корунда в сочетании с гематитом, пиритом, магнезитом, шпипелью и другими примесями. Твердость — 8—9. Бывает темно-серого, черного и серовато-зеленого цветов.

Трепел, или инфузорная земля — высокопористая, несцементированная, рыхлая осадочная порода кремнеземистых остатков, содержащая до 90 % водного кремнезема (SiO2. Плотность породы — 0,7∙103 кг/м3. Цвет — от белого и сероватого до бурого, красного и черного. Широко применяется для полировки камня.

Электрокорунд — кристаллический глинозем. Содержание окиси алюминия Al2O3 в нем может достигать 98%. Плотность — 3,25∙103—4,01∙103 кг/м3, твердость — 9—9,2. Электрокорунд бывает следующих видов. Черный (нормальный) электрокорунд 1А выплавляют из бокситов, он подразделяется на 12А, 13А, 14А, 15А и 16А. Белый (корракс, или алунд) электрокорунд выплавляют из глинозема. Он подразделяется на 22А, 23А, 24А и 25А. Из белого электрокорунда изготавливают легированные разновидности. Если примесью является хром, получают марки 33А, 34А. если титан — 37А, если цирконий — 38А, а если хром и титан, то 91А, 92А и 93А. И последний вид — монокорунд 4А — в зависимости от содержания глинозема обозначается 42А, 43А, 44А. Электрокорунд применяется для тонкого шлифования камня.

Карбид кремния — это соединение кремния с углеродом. Химически чистый карбид кремния — бесцветный, а технический — окрашен в зеленый и черный цвета. Плотность карбида кремния — 3,1∙103—3,4∙103 кг/м3, твердость — 8—9,75. Если карбид кремния содержит 97% и более кремния, он окрашен в зеленый цвет и обозначается — 62С, 63С, 64С. Черный карбид кремния обозначается 52С, 53С, 54С и 55С. Эти порошки применяют для грубой и средней шлифовки камня.

Карбид бора (B12C3)—соединение бора с углеродом. Получается методом спекания в электропечах технической борной кислоты и нефтяного кокса. Обладает самой высокой из всех карбидов химической стойкостью. Твердость у него вдвое выше, чем у электрокорунда и карбида кремния и почти соответствует твердости алмаза. Плотность — 2,5-103 кг/м3. В виде паст карбид бора применяется для тонкой шлифовки, а в порошке — при ультразвуковой обработке изделий из камня.

Окись хрома, или зеленый крокус (Cr2O3) — порошок темно-зеленого цвета. Широко применяется в полировальных операциях для достижения зеркального блеска.

Окись алюминия (Al2O3) — мелкодисперсный абразивный материал. Применяется при изготовлении шлифовальных и доводочных паст.

Окись железа, или железный, красный крокус (Fe2O3) — тонкодисперсный оксид железа. Плотность — 5,2∙103 кг/м3. Применяется для полировки поверхности камня.

Синтетический алмаз по своим физико-механическим свойствам соответствует природным алмазам. Его обозначают следующим образом: «АС» — алмаз синтетический, «А» — алмаз природный, «В» — высокопрочный, «Р» — прочный «К» — крупнокристаллический, «С» — блочной формы, высокой прочности и «О» — обычный.

Синтетические алмазы выпускаются следующих марок: АСО, АСР, АСВ, АСК, АСС. Марка АСО означает алмаз синтетический обычный. Если за единицу прочности принять зерна природного алмаза, то прочность марки АСО составляет примерно 30—40 % прочности природного алмаза. Зерна у него повышенной хрупкости с хорошей режущей способностью. Прочность марки АСР составляет до 60 % прочности природного алмаза, зерно имеет меньшую хрупкость. Прочность марки АСВ составляет примерно 80—90 % прочности природного алмаза. Марка АСК по прочности соответствует прочности природного алмаза. Она в основном и применяется при обработке камня. Марка АСС имеет прочность выше прочности природного алмаза. Применяется для работы в особо тяжелых условиях.

По зернистости природный и синтетический абразивный материалы (за исключением алмазов) подразделяются на шлифзерно (с размером зерен от 2000 до 160 мкм), шлифпорошки (125—40 мкм), микрошлифпорошки (63—14 мкм) и тонкие микропорошки (10—5 мкм). Величина зерна абразивного материала соответствует размеру стороны минимального квадратного отверстия сита, через которое оно проходит. Шлифзерно имеет следующие номера зернистости: 200, 160, 125, 100, 80, 63, 50, 40, 25, 20, 16; шлифпорошки: 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3; микропорошки — М65, М50, М40, М28, М20, М14; тонкие микропорошки: М10, М7, М5.

Алмазные порошки из природных и синтетических алмазов делятся на две группы: шлифпорошки и микропорошки. Зернистость алмазных порошков и микропорошков обозначается дробью, в которой числитель соответствует самым крупным размерам алмазов в порошке, а знаменатель — мелким. Например, АСР 200/160 расшифровывается следующим образом: алмаз синтетический, прочный, зерна основной фракции проходят через сито с размером ячеек 200 мкм, но полностью задерживаются на сите с размером ячеек 160 мкм.

Шлифпорошки подразделяются еще по диапазону зернистости на узкий и широкий диапазоны. К первому относятся порошки с зернистостью 630/500, 500/400, 400/315, 315/250, 250/200, 200/160, 160/125, 125/100, 100/80, 80/63, 63/50, 50/40; ко второму - 400/250, 250/160, 160/100, 100/63 и 63/40. В обозначениях шлиф-порошков добавляется буква А, если алмаз природный, или АС, если алмаз синтетический, например, АС-500/400.

Зернистость алмазных микропорошков характеризуется следующими параметрами: 60/40, 40/28, 28/20, 20/14, 14/10, 10/7, 7/5, 5/3, 3/2, 2/1, 1/0. В обозначениях микропорошков добавляется буква «М», например, АСМ-40/28.

В сухом виде алмазные микропорошки не применяются. Их обычно смешивают с олеиновой, лауриновой, эландиновой и другими кислотами, которые хорошо удерживают алмазные зерна на поверхности инструмента. Усредненные физико-механические свойства некоторых абразивных материалов приведены в таблице.

Изображение
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:26

Имитация драгоценных камней

Для приготовления искусственных драгоценных камней прежде всего требуются хорошие стеклянные плавни дающие так называемые «стразы» и составляющих основу искусственных камней. Эти стеклянные плавни требуют следующих материалов а) горного хрусталя, истолченного в порошок, б) буры или другой натровой соли, в) селитры калиевой, г) углекислого свинца (белил), д) сурика свинцового и е) окиси металла которым окрашивается плавень.

Различные составные части (каждая отдельно) толкутся в порошок, просеиваются сквозь частое сито помещаются в плавильный тигель покрытый глиняной крышкой, и сплавляются в общую массу длительным но осторожным накаливанием (лучше всего в муфельной печи). Полученное стекло следует медленно охладить, чтобы не вызвать появления трещин. Из полученного стекла не обходимые изделия выделываются по способу отливки в формах или шлифовки отколотых кусков.

1. Искусственный аквамарин. Толкут и сплавляют: 36 горного хрусталя, 12 соды, 11,25 буры, 7,5 сурика, З,75 селитры, 0,5 окиси железа, 0,125 углекислой меди. Вместо медной соли можно прибавить 0,1 углекислого кобальта.

2. Искусственный гранат. Толкут и сплавляют: 37,5 горного хрусталя, 11,25 соды, 8,5 буры, 5,5 сурика, 0,25 сернокислого марганца 0,2 окиси железа.

3. Искусственный лазуревый камень. Толкут и сплавляют: 22,5 горного хрусталя, 7,5 соды, 5,5 буры, 1,5 селитры, 3,75 костей, переженных добела, 0,125 углекислого кобальта.

4. Искусственный опал. Толкут и сплавляют: 37,5 горного хрусталя, 11,25 соды, 5,5 сурика, 1 селитры, 5,5 костей пережженных добела 0,125 хлористого серебра.

5. Искусственный рубин. Толкут и сплавляют: а) 24 горного хрусталя, 12 соды, 11,25 буры, 11,25 сурика 5,5 селитры 1 кассиевого пурпура,0,5 сернистой сурьмы или б) 24 горного хрусталя, 6,25 буры, 2,5 селитры, 1 кассиевого пурпура 3,75 нашатыря (в порошке).

6. Искусственный сапфир. Толкут и сплавляют: 36 горного хрусталя, 22,5 соды, 7,5 буры, 7,5 сурика, 3,75 селитры, 0,33 углекислого кобальта или 24 горного хрусталя, 12 соды, 5,5 сурика, 1,25 селитры, 1,25 углекислой меди.

7. Искусственный изумруд. Толкут и сплавляют: 36 горного хрусталя, 22,5 соды, 7,5 буры, 7,5 сурика, 3,75 селитры, 1,25 окиси железа, 0,75 углекислой меди или: 36 горного хрусталя, 12 соды, 7,5 буры, 7,5 сурика, 2,5 селитры, 0,1 углекислого кобальта, 0,75 углекислого хрома.

8. Искусственный турмалин.
а) Для получения турмалина красновато-коричневого цвета толкут и сплавляют: 36 горного хрусталя, 12 соды, 11,25 буры, 5,5 сурика, 5,5 селитры, 0,5 окиси никеля.
б) Для получения турмалина от луковично-зеленого до голубого цвета толкут и сплавляют 22,5 горного хрусталя, 48 стекла, 22,5 сурика, 12 буры, 2,5 селитры, 0,1 углекислого кобальта. Примечание. При этой смеси можно случайно получить топаз и хризолит, если в смеси есть небольшая доля железа.

9. Искусственный хризолит. Толкут и сплавляют 22,5 горного хрусталя, 22,5 соды, 5,75 буры, 3,75 селитры, 0,125 сернокислого марганца. С марганцевой рудой можно также подделывать и аметист, причем на 24 смеси нужно положить только 0,0625 марганцевой руды.

10. Искусственный хризопраз. Толкут и сплавляют 36 горного хрусталя, 12 соды, 11,25 буры, 7,5 сурика, 1,25 селитры, 7,5 костей, пережженных добела, 0,5 углекислой меди, 0,125 окиси железа, 0,25 углекислого хрома. Светлые оттенки можно получить, употребляя только 0,25 окисей трех металлов (меди, железа и хрома).
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:28

Имитация мрамора.
а) По Ван-дер-Стину. Сперва приготовляют воду в которой должен быть растерт гипс, прибавив в нее столярный клей и смолу; клей обычным образом растворяется в теплой воде, а смола в теплой скипидарной ванне. В приготовленной таким образом воде разводится гипс с таким расчетом, чтобы всей массы хватило на заполнение формы. После этого прибавляют в смесь необходимые для окраски мрамора краски; краски следует приготовить в особых сосудах. Приготовленный таким образом я окрашенный мрамор выливается затем в формы из гипса, цемента или каучука для ровных пластин на стеклянные или каменные доски. Этот мраморный слой наносится толщиной в 4 мм, затем на него просеивается слой сухого гипса, чтобы удалить излишек воды, употребленный для растворения окрашенного гипса. Как только этот слой порошкообразного гипса хорошенько увлажнится водой, содержащейся с избытком в окрашенном гипсе, на него выбивается тонкий слой хорошо растворенного, но не окрашенного гипса, а на него холст или редина. Затем следует слой растворенного гипса, к которому примешан измельченный щебень. Этот последний слой зависит от толщины, которую хотят придать предмету, изготовляемому из искусственного мрамора. Как только масса достаточно затвердеет (по истечении 6—8 час.), ее снимают с пластинки или вынимают из формы, протирают пемзой и имеющиеся в массе поры заполняют растворенным гипсом, окрашенным а основной цвет отлитого предмета. Чтобы сделать поверхность водонепроницаемой, ее обрабатывают кремнекислым калием, причем или погружают ее в ванну, или намазывают жидкость помощью кисти. Когда масса совсем высохнет, поверхность полируют, причем новизна процесса полирования состоит в том, что полируют тампоном, обмотанным тряпкой и смоченным в составленных по особым рецептам политуры:

I. Белая политура для светлого искусственного мрамора: 100 беленого гуммилака, 600 спирта, 25 мелко измолотого гипса.

II. Коричневая политура: 100 гуммилака оранжевого цвета, 600 спирта, 25 мелко измолотого гипса.

Сперва полируемый предмет протирается смоченным в спирте тампоном, затем политура наносится с помощью другого тампона и продолжают тереть тампоном до тех пор, пока заметно будет некоторое прилипание. Образовавшийся таким образом слой политуры обрабатывается первым, пропитанным в спирте тампоном, пока не получится совершенно гладкой поверхности.

III. Черная политура. а) Для этого берут на тряпку немного черной анилиновой краски. Чтобы достигнуть равномерной и очень блестящей политуры, необходимо покрывающую тампон тряпку смачивать от времени до времени несколькими каплями масла. б) По Розмеру. Приготовленные из обыкновенного известняка предметы—вазы, фигуры и т п, нагреваются в течение 12 час, при давлении в 5 атмосфер, кипящей водой или паром. Затем их помещают в баню, состоящую из раствора квасцов в 5° по Б., в которой они остаются от 1 дня до нескольких недель. Таким способом камень приобретает большую твердость и способность воспринимать политуру. Если камень хотят окрасить, то к массе прибавляют растворенные в воде анилиновые краски. в) По Остермейеру. Смешивают известковое молоко с мелко истолченным мрамором, или известковое молоко с мелом, до тех пор пока не получится подобие кашицы. На основании исследования помпейского цемента Остермейер рекомендует прибавлять к этой массе достаточное количество крупно истолченного известкового камня. Этот цемент скоро сохнет и твердеет.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:29

Искусственный мрамор по Борхардту.

а) Масса приготовляется из чистого кварцевого песка, углекислой извести, талька и гипса, к которым может быть еще прибавлено мелко измолотое красящее вещество. Употребляемый песок должен состоять из чистого кремнезема, и для этой цели его моют и очищают от всяких органических составных частей. После полной просушки песка к нему прибавляют 5—6% трепела. Затем в качестве связывающего средства на каждые 100 песка прибавляют 6—7 углекислой извести, 3 талька, 4 гипса, 3 полевого шпата. Все составные части смешиваются вместе с небольшим количеством воды. Полученную массу раскладывают в формы и после полной просушки обжигают при белокалильном жаре в печи без поддувала.

б) Берут 80 гипса и 20 углекислой извести, мелко растирают, перемешивают и месят со смесью, состоящей из 1000 дистиллированной воды, 1080 сернокислой извести.

в) Берут 1000 воды, 1440 клея, 1000 серной кислоты. Затем кладут тесто в формы и, когда оно затвердеет, вынимают его, сушат в продолжение двух часов, шлифуют и полируют обыкновенным образом. Наконец, предмет окунают в баню из льняного масла с температурой 70°C, после чего сушат и смазывают стеарином. Для окрашивания рекомендуются анилиновые краски. г) Искусственный мрамор бледно-желтый до белого. 30 грубого белого песка, 42 мела, 24 канифоли, 4 жженой извести.

д) Зеленоватый. 28 грубого белого песка. 42 мела, 2 синего ультрамарина, 24 канифоли, 4 жженной извести.

е) Телесный. 28 грубого белого песка, 42 мела, 1 синего ультрамарина, 1 киновари, 24 канифоли, 4 жженой извести.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:29

Имитация гранита.

Смешивают чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую кремень, со свежеобоженной и истолченной известью в следующей пропорции 10 песка или колчедана и 1 извести. Известь гасится влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут 10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа, которые смешивают горячими с зернистым гранитом. Если хотят предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в 150°С.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:31

Окраска мрамора.

Как известно, все цветные сорта мрамора очень дороги. Ввиду этого в последнее время в большом ходу искусственное окрашивание более дешевого белого мрамора. Способ окрашивания состоит в следующем: неполированный мрамор кладется горизонтально и покрывается красящим раствором, настолько горячим, чтобы он еще пенился. Красящее вещество тогда проникает в мрамор глубоко и держится очень прочно. Красящий раствор приготовляется в алкоголе. Для окрашивания в голубой цвет распускают в алкоголе лакмус, причем количество последнего вполне определяется желаемой густотой окраски. Для желтого цвета употребляется раствор гуммигута. А если поверх первой окраски (лакмусом) пустить вторую (гуммигутом), то получается отличный зеленый цвет. Приготовленный таким же образом раствор корня алканны, кошенили и др. окрашивает мрамор в красный цвет. Наконец, раствор в алкоголе равных частей цинкового купороса, нашатыря и ярь-медянки сообщает мрамору золотистый цвет. Получается очень эффектная мозаика, составленная из кусочков разных цветов мрамора, окрашенного указанным способом. По красоте и нелиняемости он нисколько не уступает мозаике из дорогих сортов мрамора, хотя и обходится значительно дешевле.

Не всякая краска пригодна для раскрашивания мрамора. Чтобы краска принялась и прочно держалась, ее нужно приготовить следующим образом, сделать раствор из буры и растительного красящего вещества, а затем прибавить к этому раствору несколько капель азотной кислоты или какой-нибудь азотнокислой соли. Напр., чтобы окрасить мрамор в голубой цвет, приготовляют раствор буры с индиго и прибавляют несколько капель азотно-железной соли (в виде жидкости). Для окраски в красный цвет, растворяют с бурой любую красную растительную краску и прибавляют азотную кислоту. Заменяя красящее вещество чернильными орешками, получают отличную и прочную для мрамора черную краску.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:31

Полировка мрамора.

а) Производится песком, а потом пемзой. Окончательная полировка производится при помощи куска холста, который намотан на деревянную палку. При этом по мрамору обычно рассыпают небольшое количество парафина, который придает изделию яркий блеск.
б) Кроме того, мраморные доски можно полировать следующим порошком: 30 мелкой стертой окиси железа смешивают с 500 мелко растертой серы. Сухой порошок наносят на мраморную доску и кожаной тряпкой натирают ее до блеска.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:32

Чистка мрамора.

а) Готовят густой раствор гуммиарабика и с помощью кисти покрывают им мрамор, а затем дают гуммиарабику совершенно высохнуть. Когда последний высохнет, то его отделяют от поверхности мрамора (высохший гуммиарабик легко отстает от мрамора), причем вместе с гуммиарабиком удаляются и все посторонние вещества, загрязнявшие мрамор и трудно удаляемые простой промывкой мрамора.

б) Готовят смесь из 1 мела, 1 тонко измельченной пемзы и 2 соды. Из этой смеси приготовляется на воде тестообразная масса, которой покрывают загрязненные части мрамора, затем вымывают водой с мылом. Для удаления жирных пятен, последние скрывают мелом мел в виде порошка насыпается на мрамор довольно толстым слоем, после чего слой мела хорошенько смачивается бензином, а для устранения быстрого улетучивания последнего, смоченный бензином мел прикрывают опрокинутым кверху дном блюдцем. Спустя несколько часов мел удаляют и, если жирное пятно еще осталось, вновь повторяют ту же операцию со свежим мелом и новой порцией бензина. Иногда мрамор покрывается ржавыми металлическими пятнами. Для удаления последних, поступают так: в сернистом аммонии распускают хорошего качества глину до получения кашицеобразной массы. Массу эту накладывают довольно толстым слоем на пятно. По истечении 10— 15 мин., массу удаляют и накладывают свежую порцию, которую спустя 5 мин. тоже удаляют, после чего мрамор промывают водой и высушивают. Если затем пятно еще остается, то тогда приступают к вторичной обработке: пятно покрывают тестообразной массой, приготовленной из 1 белого болюса и 4 раствора синеродистого калия (яд, требующий осторожного обращения). Эту массу оставляют на мраморе около 30 минут, после чего удаляют и повторяют ту же операцию; затем мрамор обмывается и высушивается. Таким образом (удается вывести из мрамора даже самые застарелые металлические ржавые пятна.

в) Смешивают равные части гашеной извести в порошке и трубочной глины, растирают смесь с дождевой водой в кашицу, которую наносят равномерным и довольно толстым слоем на мраморную доску, оставляют ее так два дня, смачивая по мере высыхания. По истечении двух дней, дают массе засохнуть стирают ее затем мягкой суконкой и полируют поверхность посыпанной отмученным мелом кожаной тряпочкой. Таким способом чистить можно только настоящий а не искусственный мрамор.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 16:32

Вывод пятен на мраморе.

Пятна на мраморе выводят:
а) При помощи 10% раствора щавелевой кислоты. Предварительно поверхность изделия должна быть очищена от жира промыванием горячим раствором щелока.
б) На место жирного пятна накладывают кусок мокрой глины и оставляют его высохнуть. По высыхании окажется, что глина впитала в себя жир.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 17:20

Имитация строительных камней

1. Искусственный камень.
а) 2 гидравлической извести, размешанной с раствором квасцов в 15-кратном количестве воды, 10 песка и 1 цемента смешиваются в массу, которая прессуется в формах и вынимается через 24 часа. Камни готовы для употребления через 14 дней, но только с течением времени делаются твердыми.
б) Смесь из 1 цемента и 3 песка растворяется разбавленной серной кислотой (100 воды на 2 кислоты) и прессуется под сильным давлением. Камни сушат на воздухе в течение двух дней, кладут на 12 часов в разбавленную серную кислоту (2 кислоты на 100 воды) и снова сушат.
в) 2 портландского цемента, 1 песка и 1 шлака смешивают в сухом состоянии, а затем смачивают водным раствором железного купороса. Густой раствор прессуют в формах, сушат недели две в теплом месте, затем на 24 часа опускают в воду и, наконец, сушат в течение 4 недель.
г) 10 негашеной извести тщательно смешивают в 3—4 воды, затем прибавляют 40—60 сухого песка и 2,5—10 гидравлического цемента и еще раз хорошо промалывают. Затем массу прессуют в формах.
д) 1 выщелоченной золы, 1 смолы, 0,125—0,25 льняного масла нагревают в котле, при постоянном помешивании, и выливают в формы.
е) 15 л клеевой воды, 0,25 л. воды, в которой растворен был столярный клей, и 0,125 кг буры в порошке примешивают к такому количеству гипса, чтобы образовалась тестообразная масса, пригодная для прессования. Примешиванием красящих веществ получается цветная масса.
ж) 300 кг. песка или щебня, 75 кг. смолы и 20 л. древесного дегтя смешивают с достаточным количеством молотых камней и, прибавив, смотря по желаемому цвету, венецианской красной или гипса, сильно нагревают.
з) 4 гравия и 1 цемента, с прибавлением, по желанию, щебня, и т. п. разводятся водой. Массу выкладывают в форму, где на поверхность ее кладут слой, приблизительно в 0,5 см толщины, из 2 мелкого песка, 1 цемента и 1 сухой минеральной краски в порошке. Если камень хотят украсить на поверхности узором, то соответствующий узор вкладывается на дно формы и на него кладут упомянутый цветной слой. Когда камень почти сухой, поверхность его обмазывают разбавленным жидким стеклом. (Такими плитами вымощены некоторые улицы в Нью-Йорке).
и) 30 кварцевого песка и 1 окиси свинца смешивают с 10 жидкого стекла и, если нужно, с соответствующим красящим веществом, прессуют в формах, а затем в течение 2 часов подвергают красному калению.
к) Гидравлическую известь помещают в корзину, приблизительно вмещающую в себя 125 кг., и погружают в сосуд с водой, оставляя в нем до тех пор, пока не будут больше подниматься воздушные пузыри. Затем вынимают корзину из воды, дают стечь воде и покрывают корзину перевернутым железным котлом, Края котла, стоящего на полу, посыпают вокруг золой, чтобы не происходило под котлом обмена воздуха. Известь оставляют стоять 12 часов, по истечении которых она превращается в мелкий порошок. Этот порошок используют для фабрикации камней. 1 этой извести смешивают с водой так, чтобы образовалась жидкая каша, и затем прибавляют 2,5 щебня и 0,5 золы от каменного угля, торфа или выщелоченной древесной золы. Хорошо промешать массу и прибавить еще столько воды, чтобы все количество употребленной воды в 4 раза превышало количество извести. Вылить массу в формы, где она скоро затвердевает.

2. Вулканические строительные камни по Шредеру. Так называемые вулканические строительные камни приготовляются из каменноугольного шлака и золы с прибавлением гидравлической извести и других связывающих веществ.
Шредер употребляет на 100 угольной золы или угольного шлака 16 гидравлической извести и 1 портланского цемента. Эту массу промалывают, хорошо промешивают, а затем прессуют в формах. Преимущество этого способа состоит в выгодном применении ненужных отбросов, постоянно увеличивающееся количество которых часто бывает обременительно, в значительной прочности этих камней при сравнительной легкости, в большой сопротивляемости атмосферическим влияниям и в дешевизне изготовления. Из этих вулканических строительных камней построено в Германии много массивных жилых домов и сводчатых зданий.

3. Каменная масса по Майеру. Сначала смешивают 5 гашеной извести с 5 предварительно сильно накаленной извести. 1 этой смеси смешивают с 1 мела, 2 песка, 2 кварцевого или стеклянного порошка, 6 истолченного в порошок плавикового шпата и прибавляют столько калийного жидкого стекла (1,3 уд. веса), чтобы образовалась кашицеобразная масса, которая легко выливается в формы и застывает в течение 10—40 мин. После просушки на воздухе отлитые предметы пропитываются попеременно разбавленным жидким стеклом и кремнефтористоводородной кислотой. Подобным же образом можно обработать смесь из равных частей стекла в порошке и плавикового шпата концентрированным жидким стеклом. Для цветной массы Майер рекомендует смесь из 2 плавикового шпата, 1 кварца или стекла и 1 краски, растертой с концентрированным раствором жидкого стекла.

4. Каменная масса по Штейеру. Берут мелкий кварцевой песок и прибавляют, смотря по желаемой степени твердости, от 2 до 1 10% мелко смолотой окиси свинца. Чем тверже должны быть камни, тем больше берут окиси свинца. Чтобы получить цветную каменную массу, прибавляют, смотря по желаемому цвету, соответствующую мелко смолотую окись металла. Всю смесь затем просеивают, чтобы она хорошо смешалась. Затем смесь только смачивают натриевым или калиевым жидким стеклом, снова хорошо размешивают, плотно прессуют или утрамбовывают в форму и сушат при умеренной температуре. После просушки обжигают смесь, смотря по степени твердости, которую хотят придать изготовляемому предмету, в более или менее сильном жару. Следует еще заметить, что жидкое стекло не должно быть загрязнено сернокислым натрием, иначе камни выветрятся уже при просушке.

5. Каменная масса по Геферу. Для этого пригодна довольно мягкая смесь из цементной извести с калийным жидким стеклом, к которой прибавляют немного речного песка. Пропорция цементной извести к речному песку 2:1. При применении этой цементной массы для починки каменных лестниц не требуется отбивать оттоптанных ступенек. Испорченные места смачиваются жидким стеклом и на них наносится свежеприготовленная масса, которой придают необходимую форму ступенек. Масса высыхает по истечении 6 час. и становится твердым как известняк.

6. Каменная масса по Шульте. 4—6 песка смешивают с 1 гидравлической извести и прибавляют к смеси 6% сухого жидкого стекла, как можно мельче истолченного в порошок. Затем еще хорошенько размешивают и смачивают таким количеством воды, чтобы из этой массы можно было формовать нужной формы камни. Приблизительно требуется 10% воды. Сделанным из этой массы камням дают затвердеть, на что потребуется 1 — 4 дня, после чего их кладут в чан с водой. Под давлением воды растворяется распределенный равномерно по всей массе порошок жидкого стекла и соединяется с известью, которая тоже растворяется от воды в небольшом количестве в кремнекальцевую соль. Когда по истечении нескольких дней жидкое стекло растворится и превратит эквивалентное количество извести в нерастворимую кремнекальцевую соль, то камни кладут в воду, содержащую 5%-ный раствор углекислого натрия. Этим превращается остаток свободной извести в углекислую известь, между тем как гидрат окиси натрия растворяется и смывается тщательным промыванием в воде затвердевших уже камней. Затем камни сушатся на воздухе.
При употреблении этого способа существенным условием является, чтобы жидкое стекло было в нерастворенном состоянии в виде порошка, а затем камни следует обрабатывать раствором углекислого натрия только после того, как все жидкое стекло растворится и образует с известью кремнекальциевую соль.

7. Каменная масса по Хайтону. Способ этот, применяемый в Лондоне, состоит в том, что маленькие обломки гранита смешиваются с гидравлическим цементом и затем, после формирования и затвердевания, масса погружается в раствор жидкого стекла.Обломки гранита размельчаются, и на каждые 4 гранита примешиваются 1 портландского цемента и замешивается с водой тесто.Эту массу выливают в формы, оставляют ее стоять 4 дня, а затем в течение двух дней поливают 25% раствором кремнекислого натрия.Изготовленные таким образом искусственные камни находят применение, главным образом, в качестве строительных камней, плит для ступеней и тротуаров.

8. Каменная масса по Дюменилю. 1100 гипса, 10 гидравлической извести, 5 желатина и 500 воды. Гипс и гидравлическую известь разводят в сосуде с желатином и водой, хорошо размешивают и однородную массу выливают в деревянные разъемные формы, смазанные предварительно серым мылом. Через 20—22 мин. вынимают камень из формы и просушивают его на воздухе, на что потребуется 14 дней. По желанию, просушку можно ускорить искусственным теплом. Камни могут быть окрашены в любой цвет прибавлением красящего вещества в массу.
Эти искусственные камни могут быть употреблены для всякого рода строительных работ — для жилых зданий, мостов, водопроводов и т. д. Отлитые из этой массы камни обладают той же прочностью, как естественные камни, и, что особенно важно, построенные из таких камней стены не страдают от сырости. Само собой разумеется, что массу можно отливать в любых формах, и таким образом могут быть изготовлены разнообразные архитектурные детали.

9. Каменная масса по Лебрену. Этот способ состоит в том, что гидравлический известняк превращают в мелкий порошок, смешивают его с порошком древесного угля (3-4 гидравлического известняка на 1 угольного порошка). Смесь растирают с водой в тесто и из него формуют кирпичи, которые обжигают в извесктообжигательной печи. После обжигания массу превращают снова в мелкий порошок, и этот порошок, который Лебрен называет гидро, составляет главный материал его фабриката. Изготовляемые им камни — двух сортов. Один сорт состоит из смеси гидро с песком в пропорции 1:3 и служит для изготовления архитектурных орнаментов — колонн, кронштейнов, парапетов и т. д. Второй сорт, состоящий только из плотно утрамбованного гидро, служит для тротуарных плит и т. д. Массу формуют в железных формах с прибавлением такого количества воды, какое формовщики употребляют для смачивания песка. Доказано, что приготовленные из этой массы предметы сохраняют свою правильную форму, противостоят трению и нажиманию, а также нечувствительны к атмосферным влияниям.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 17:21

Каменная масса для фильтров по Петри.

Для изготовления пористой массы, пригодной для фильтров, сосудов и т. п., берут высушенный кварцевый песок и смешивают его с серой (1 на 4 песка), превращенной в порошок. Смесь нагревают в плоском котле, при постоянном помешивании, почти до воспламенения серы. Когда масса приобретает характер сырого песка, ее перекладывают в рядом стоящий котел плоской формы, который хотя и не так сильно, но тем не менее достаточно нагрет, чтобы сохранить сере приобретенную ею при нагревании мягкость и коричневый цвет. В этом котле смесь растирают еще мельче, а затем помещают в форму, вид которой она должна принять, быстро ее вдавливают и тотчас же заливают холодной водой, которая протекает через пористую массу и выливается сквозь находящиеся внизу в форме отверстия. Не следует наливать сначала слишком того воды, чтобы внутри массы не образовалось чересчур много пара. Вместо охлаждения водой можно в известных случаях снабдить форму внизу придатком, в который сливается лишняя сера. Предмет имеет затем такой же придаток, который потом срезается. Вместо одной серы можно употреблять смесь серы с глиной. Для некоторых целей рекомендуется прибавить к массе некоторое количество (1—10%) смолы, вара, гуттаперчи и т. д. То или другое вещество сперва хорошенько смешивают в тепле с песком, затем прибавляют серу. Если хотят получить водонепроницаемую массу, противостоящую влиянию крепких кислот, то в качестве материала, смешиваемого с серой, берут мелкий или крупный песок или щебень и к нему прибавляют еще более крупные гальки, толщина которых, однако, не должна превышать 12,5% толщины стенок изготовляемых предметов. Эта масса смешивается в тепле со стольким количеством чистой серы или смешанной с глиной (или, смотря по обстоятельствам, со смолой), чтобы сера заполнила все промежутки между частицами массы, когда сера достигает вscщей степени жидкого состояния, массу выкладывают в форму. Из этой массы рекомендуется изготовлять также сосуды и трубки для химических целей.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 17:22

Каменная масса для точильных камней.

Инженеры Кеппель и Кюблера из Штутгарта рекомендуют следующий несложный способ для изготовления хорошего точильного камня: 2 портландского цемента и 1 тонко измельченного камня: 2 портландского цемента и 1 тонко измельченного кварца замешивают на воде до получения жидкой кашицеобразной массы, которую затем выливают в соответствующие формы требуемых размеров и высушивают в течение 12 дней. Когда приготовленная таким образом масса высохнет, ее вынимают из формы и погружают на некоторое время в раствор из равных частей сернокислой меди и сернокислого цинка; в этом растворе все поры формованной массы заполняются и камень получает свойства самого лучшего натурального точильного или полировального камня.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Справочник

Сообщение estimata » 04 июн 2013, 17:23

Искусственные литографические камни.

Масса состоит из портландского цемента, песка, гашеной извести и глины. Портландский цемент сам по себе уже имеет приблизительно составные части, необходимые для литографского камня — он содержит в себе известь и глинозем.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8601
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51


Вернуться в Теоретически-справочный

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron