Аккумуляторы

Все об создании не зависимых от центральных инженерных систем (электричество, отопление, водоснабжение) жилых домов.

Модератор: Граф

Аккумуляторы

Сообщение estimata » 09 ноя 2014, 23:47

В этой теме поговорим об аккумуляторах в системах автономного хозяйства.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 09 ноя 2014, 23:50

Для чего нужно использовать АБ в системе автономного электроснабжения?

В простейшем виде автономное электропитание аппаратуры малой мощности (< 100 Вт) можно обеспечить прямым подключением к нагрузке солнечной батареи, термоэлектрического генератора или ветроэлектрической установки, а большой мощности ( > 500 Вт) с помощью прямого подключения к нагрузке дизель- или бензогенератора. Недостатком такого электропитания является несогласованность величины и времени поступления электроэнергии от источника к потребителю. Так, например, в отсутствие солнца солнечная батарея перестает работать и радиоприемник замолкает, тоже самое происходит с термоэлектрическим генератором, если источник тепла перестает поддерживать необходимый перепад температур или с ветроэлектрической установкой при скорости ветра ниже необходимого для выработки электроэнергии

В автономных системах электроснабжения для сохранения вырабатываемого первичным источником энергии электричества, а также для обеспечения стабильности выходного напряжения при разных режимах эксплуатации, применяются аккумуляторные батареи различных типов.

Более того, многие потребители выходят из строя при скачках питающего напряжения и при выходе напряжения за допустимые пределы (различные электронные устройства, инверторы, компактные люминесцентные лампы и т.д.).

Солнечная батарея, например, имеет на выходе сильно меняющееся в широких пределах напряжение. Например, солнечная батарея номинальным напряжением 12 В может иметь на выходе напряжение от 0 до 21 В.

Поэтому аккумулятор, работающий в буферном режиме, просто необходим для фотоэлектрической системы или ветроустановки. Помимо своей основной функции - хранить энергию - он выполняет также и функцию стабилизации напряжения на нагрузке.

Что касается дизель- или бензогенератора, то в коттедже или в фермерском хозяйстве целесообразно для экономии топлива эксплуатировать его не в непрерывном, а в периодическом режиме работы, и желательно запускать его только днем. Этого можно добиться, добавив к системе электропитания инвертор с зарядным устройством и аккумуляторные батареи (АБ), которые будут заряжаться циклически от генератора. При этом жидко-топливный генератор будет работать в режиме, близком к номинальной нагрузке, что повышает его КПД и снижает расход топлива на единицу выработанной электроэнергии.

Избыток электроэнергии, вырабатываемый различными источниками, может запасаться в АБ на длительное время (десятки дней и даже месяцы), а запасенная электроэнергия в любой момент может быть передана в нагрузку, при этом разрядный ток может многократно превышать ток заряда и обеспечивать питание нагрузки, мощность которой многократно превышает установленную мощность солнечной батареи, термоэлектрического генератора, ветроэлектрической установки и даже дизель или бензогенератора.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 09 ноя 2014, 23:51

Для чего нужно использовать АБ в системе резервного электроснабжения?

В системах резервного электроснабжения блоки бесперебойного питания (в общем случае это инвертор с зарядным устройством и со схемой слежения за наличием сети), аккумуляторы заряжаются при наличии сети, и выдают энергию, когда сеть пропадает. Это очень важно, когда для функционирования систем жизнеобеспечения дома необходима электроэнергия - например, для питания циркуляционных насосов и электроники котлов в домах с отоплением на газе, солярке или другом источнике (но только не электрическом бойлере). Наличие системы бесперебойного электроснабжения позволить не замерзнуть при авариях в сетях.

Системы с возможностью добавления мощности также требуют применение аккумуляторов. Такие системы позволяют покупать у электрических сетей мощности, соответствующие среднему потреблению в доме, и в то же время питать кратковременно нагрузку мощностью в несколько раз превышающей подключенную мощность сети. Здесь аккумуляторы используются для накопления энергии в периоды низкого электропотребления, и отдачи ее в нагрузку в периоды пикового потребления. За счет применения таких систем можно снизить затраты на подключение в несколько раз.

В таких системах резервного электроснабжения обычно используются герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы с технологией AGM. Они имеют большой срок службы в буферном режиме и могут легко отдавать большие токи в течение короткого промежутка времени.

Герметичные АБ (гелевые или AGM) можно хранить и устанавливать в обычных помещениях (для стартерных и других негерметичных батарей необходимо специальное хорошо проветриваемое помещение и поддержание температурного режима, потому что при своей работе они выделяют ядовитые и взрывоопасные газы). Если позволяют финансы, то наиболее экономически выгодным приобретением будут аккумуляторы типа OPzV - это 2В банки емкостью от 200 до 3000А*ч с трубчатыми электродами, которые имеют примерно в 3 раза больший срок службы по сравнению с обычными гелевыми аккумуляторами. При этом их стоимость примерно в 1,5-2 раза превышает стоимость гелевых АБ.

Более дорогие аккумуляторы с намазными пластинами и жидким электролитом намного лучше выдерживают циклические режимы и глубокий разряд. Хотя они значительно дороже, но обеспечивают большую надежность электроснабжения и больший срок службы. Таким аккумуляторам также требуется отдельное, хорошо вентилируемое, помещение.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 09 ноя 2014, 23:55

Какая емкость АБ Вам нужна?

При расчете системы автономного электроснабжения очень важно правильно выбрать емкость аккумуляторной батареи.

Для предварительного расчета Вы можете руководствоваться следующими простыми правилами.
- емкость, которую должна выдавать АБ рассчитывается исходя из количества электроэнергии в Вт*ч, потребляемого от АБ в режиме разряда. Значение количества электроэнергии рассчитывается исходя из данных вашей нагрузки и режимов ее работы (т.е. когда и сколько будет работать нагрузка данной мощности в течение определенного периода времени, например дня или недели). Это количество электроэнергии нужно поделить на напряжение аккумуляторной батареи (12, 24 или 48 В) для получения значения необходимой емкости
- номинальная емкость АБ (т.е. та, которая указывается в спецификации или названии АБ), будет зависеть от ряда факторов, таких как допустимая глубина разряда, температура окружающей среды, тип АБ и т.д. Значение, полученное в первом пункте, нужно будет умножить на коэффициенты, учитывающие эти условия работы.
- в общем случае нужно руководствоваться следующими параметрами: допустимая глубина разряда не должна превышать 30-40% для герметичных необслуживаемых батарей, и 20% для стартерных батарей. Это средние цифры, так как при быстром разряде большими токами допускается более низкое конечное напряжение батарей.
- емкость АБ понижается с понижением температуры. Используется коэффициент от 1 до 2,5.
- срок службы АБ понижается при увеличении температуры окружающей среды выше 25 градусов Цельсия.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 09 ноя 2014, 23:57

Герметичные аккумуляторные батареи общего назначения

Герметизированные батареи - гелиевые и AGM - разделяются также на подгруппы. Различные подгруппы имеют различные области применения - например, общего назначения (для работы в буферном режима), глубокого разряда, для электромобилей, тяговые и т.д.

Аккумуляторы общего назначения обычно дешевле остальных. Они наиболее распространены на рынке. Более того, практически все аккумуляторы, которые завозятся в Россию, являются аккумуляторами общего назначения. Это объясняется тем, что основной потребитель герметичных, не обслуживаемых аккумуляторов - системы телекоммуникаций. Они используются для обеспечения резервного электроснабжения в случае аварий в сетях централизованного электроснабжения.

Батареи общего назначения прекрасно работают в буферном режиме, т.е. в режиме подзарядки. В таком режиме служат до 10-12 лет. Если же их использовать в циклическом режиме (т.е. постоянно заряжать-разряжать на хотя бы 30%-40% от емкости), то их срок службы существенно сокращается.

Такие АБ также используются в UPS; вообще UPS предназначены для аварийного завершения работ, а не для питания нагрузки в постоянном режиме. Поэтому, учитывая что обычно они стоят в офисах, там и ставят AGM батареи общего назначения. Даже если АБ и выйдет из строя преждевременно, все же это во многих случаях дешевле, чем риск потери информации и результатов работы.

В связи с этим, в системах на базе возобновляемых источников энергии, а также в системах бесперебойного питания, целесообразно использовать, хотя и немного более дорогие, герметичные, не обслуживаемые аккумуляторы глубокого разряда.

Такие АБ имеют большую, по сравнению батареями общего назначения (и тем более, стартерными батареями), толщину пластин электродов; также, в них применены специальные технологии, поэтому срок их службы в режиме длительного разряда намного превышает срок работы стартерных батарей и герметичных батарей общего назначения.

Тем не менее, не стоит совсем отказываться от применения АБ общего назначения. При условии максимального разряда не более 30% от емкости, AGM и гелевые аккумуляторы общего назначения обеспечат надежную и долгую работу оборудования в вашей резервной и даже автономной энергосистеме. При этом нужно правильно выбирать тип АБ (гелиевую или AGM) в зависимости от режимов работы вашего оборудования.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 00:01

Автомобильные аккумуляторы

Крупномасштабное производство автомобильных АБ сделало их сравнительно дешевыми, однако они приспособлены лишь для стартерного режима работы и не очень подходят для автономных систем электропитания, особенностью которых является равномерный отбор мощности в течение длительного времени. Стартерные АБ рассчитаны на отдачу малого количества энергии (около 5-7% емкости) большими токами в течение малого времени.

Стартерные автомобильные аккумуляторы широко распространены и недороги. Стартерные АБ требуют периодического обслуживания и вентиляции. Имеют высокий саморазряд.

Лучшими свойствами обладают тяговые АБ, но они требуют регулярного обслуживания и специального помещения из-за вредных газовыделений и возможного вытекания электролита.

Стартерные батареи рассчитаны на то, чтобы выдавать большие токи (сотни ампер) в течение очень короткого промежутка времени (несколько секунд) для того, чтобы запустить двигатель машины. Они не очень подходят для использования в системах автономного электроснабжения, потому что рассчитаны на то, чтобы быть постоянно полностью заряженными и срок их службы будет значительно меньшим, если эти батареи будут работать в режиме глубокого разряда (то есть, когда большая часть энергии АБ используется до того, как начнется зарядка).

Применение автомобильных стартерных батарей в системах электроснабжения может быть оправдано только в низкобюджетных системах, которые будут под пристальным контролем обслуживающего персонала (необходимо следить за уровнем и плотностью электролита, регулярно проводить выравнивающий заряд АБ, и т.п.). Необходимо также помнить, что для эксплуатации такого типа батарей необходимо отдельное, хорошо вентилируемое помещение.

Другой областью применения стартерных батарей могут быть автономные системы электроснабжения, которые работают в тяжелых циклических режимах (до нескольких циклов в день) с хроническим недозарядом. При этом неизбежно происходит сульфатация и осыпание пластин, и срок службы батарей сокращается. Любые свинцово-кислотные батареи выйдут из строя значительно раньше срока, заявленного производителем. Поэтому переплачивать за более дорогие AGM и гелевые аккумуляторы не имеет смысла.

Однако, в общем случае, в системах на базе возобновляемых источников энергии, а также в системах бесперебойного питания, целесообразно использовать, хотя и более дорогие, герметичные, не обслуживаемые АБ - гелевые или AGM. Солнечная батарея, термоэлектрический генератор и небольшой мощности ветроэлектрическая установка вырабатывают сравнительно небольшой ток, поэтому заряд АБ длится много часов и в этом случае подходят даже самые дешевые из не обслуживаемых АБ.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 00:06

Аккумуляторы глубокого разряда

Аккумуляторные батареи общего назначения не рассчитаны на тяжелые циклические режимы работы, которые имеют место в автономных системах электроснабжения. При глубине разряда более 15-20% срок их службы существенно сокращается. Поэтому в автономных системах электроснабжения рекомендуется использовать специальные аккумуляторные батареи, которые специально разработаны для работы в режимах с более глубоким разрядом.

Никакие свинцово-кислотные аккумуляторы не любят глубоких разрядов. Чем глубже разряжается аккумулятор, тем меньше срок его службы. Однако есть специальные аккумуляторы, которые лучше переносят постоянные относительно глубокие разряды и последующие заряды. Эти аккумуляторы более правильно называть аккумуляторами для цикличных режимов работы. Однако, устоялось название "глубокого циклирования" (deep cycle), или "глубокого разряда".


Чем отличаются аккумуляторы глубокого циклирования?

Аккумуляторы глубокого разряда имеют более толстые усиленные пластины, а также специальные добавки, которые позволяют более стойко переносить глубокие разряды. Активный материал также имеет более высокую плотность. Более толстые пластины позволяют запасать больше энергии в активном материале пластин и выдавать больше энергии при медленном разряде. Активный материал с повышенной плотностью остается в контакте с пластинами дольше, что задерживает естественный процесс деградации при циклировании. Такие аккумуляторы обычно используются там, где батареи глубоко разряжаются, а потом заряжаются. Применяемые специальные технологии позволяют регулярно разряжать эти батареи на 40-50% без значительного уменьшения срока их службы.

Обычно такие аккумуляторы разряжают до 60-70% и даже более. По сравнению с автомобильными аккумуляторами, которые рассчитаны только на старт двигателя (стартер, зажигание, свет) и на типичный разряд в 3%, аккумуляторы глубокого разряда имеют существенно больший срок службы при незначительном уменьшении максимальной отдаваемой мощности.

Существуют аккумуляторы глубокого циклирования как с жидким электролитом, так и герметичные. Обычно, аккумуляторы с жидким электролитом имеют больший срок службы в автономных системах, чем герметичные. Однако они требуют регулярного обслуживания; отчасти их больший срок службы связан именно с тем, что их можно обслуживать.

В отличие от аккумуляторов с жидким электролитом, герметичные аккумуляторы не требуют обслуживания, и не выделяют при своей работе вредные или взрывоопасные газы. Срок службы у них немного меньше, чем у аккумуляторов глубокого циклирования жидким электролитом, но они намного удобнее в эксплуатации.


Можно ли использовать батарею глубокого циклирования как стартерную в автомобиле?

Обычно нет проблем при использования батареи глубокого разряда вместо стартерной батареи - нужно только подобрать батарею так, чтобы она обеспечила достаточно ампер для стартера. Как правило, если вы хотите использовать батарею глубокого циклирования в качестве стартерной, нужно брать ее на примерно 20% мощнее, чем обычную стартерную. В современных машинах с инжекторами и электронным зажиганием требуется существенно меньшие токи для старта двигателя, поэтому становится не так важно применять аккумулятор в большим максимальным током. С другой стороны, современные автомобили оборудованы большим количеством дополнительного оборудования, которое требует не очень больших токов, но много энергии, и которые сильно разряжают аккумулятор при неработающем двигателе. В таких случаях применение аккумуляторных батарей глубокого циклирования вполне оправдано
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 10 ноя 2014, 00:53

Чисто моё ИМХО : так называемые "батареи глубокого разряда" в качестве стартерных использовать категорически нельзя - чуть больший ток и большее время вызывают коробление пластин. А использование герметичных аккумуляторов с твёрдым электролитом в качестве стартерных вызывает "выкипание" воды , в связи с недостаточной скоростью рекомбинации газов.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 10 ноя 2014, 02:14

возможности не всегда совпадают с потребностями. отсюда вопрос: что надо делать, какие условия выполнять, шобы стартерная АКБ работала долго и надежно в подвале Эльфа 80 уровня?
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 10 ноя 2014, 02:44

основные : напряжение в диапазоне 10,8-13,8 , выдерживать плотность электролита в соответствии с температурой , не разряжать больше чем на 50% , ограничение зарядного и разрядного тока 1/10 от ёмкости.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 10 ноя 2014, 02:53

температура практически постоянная 10-20 градусов. разряжать больше 20% не собираюсь. вольты померять не проблема. есть вопрос. как определить, шо разрядилось на 20%? какое напряжение будет под нагрузкой 7-10 А?
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 10 ноя 2014, 03:23

воткни амперметр и на глазок смотри, особой точности не надо. По напряжению - не выходи за 10,8-13,8 . Зависимость напряжения от нагрузки есть , но в практической жизни бессмысленна (там учитывается ну очень дофига параметров)
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 22:14

Основные характеристики аккумуляторов

Технические характеристики
Изображение
Разрядные характеристики аккумуляторных батарей

Наиболее важными показателями качества АБ являются: емкость, напряжение, габариты, вес, стоимость, допустимая глубина разряда, срок службы, КПД, диапазон рабочих температур, допустимый ток заряда и разряда. Также, необходимо учитывать, что все характеристики производитель дает при определенной температуре - обычно 20 или 25 °С. При отклонениях от этого напряжения, характеристики меняются, и обычно в худшую сторону.

Значения напряжения и емкости обычно входят в название модели батареи. Например: RA12200DG - батарея напряжением 12 вольт и емкостью 200 ампер*часов, гелевая, глубокого разряда. Это значит, что батарея может выдать в нагрузку энергию 12 х 200 = 2400 Вт*ч при 10 часовом разряде током в 1/10 от емкости. При больших токах и быстром разряде емкость батареи понижается. При меньших токах - обычно увеличивается. Это можно видеть на графике разрядных характеристик аккумуляторных батарей. Также, нужно смотреть на разрядные характеристики на конкретные батареи. Иногда производители в названии пишут завышенную емкость аккумулятора, которая имеет место только в идеальных условиях - так, например, делает Haze (у аккумуляторов Haze реальная емкость процентов на 10-20 ниже, чем указано в названии батареи).

При разряде током в 0,1 С время работы составляет 10 часов и батарея полностью выдаст в нагрузку аккумулированную энергию. При разряде током 2 С (в 20 раз большим) время работы будет около 15 минут (1/4 часа) и при этом батарея выдаст в нагрузку только половину аккумулированной энергии. При больших токах разряда это значение еще меньше. Зачастую в источниках бесперебойного питания аккумуляторные батареи работают в еще более тяжелых режимах, при которых токи разряда достигают 4 С. При этом время разряда сравнимо с 5 минутами и батарея выдает в нагрузку менее 40% энергии.


Емкость батареи
Количество энергии, которое может быть сохранено в батарее, называется ее емкостью. В системе СИ ёмкость аккумуляторов измеряют в кулонах, на практике часто используется внесистемная единица — ампер-час. 1 А⋅ч = 3600 Кл. Ёмкость аккумулятора указывается производителем. Не путать с электрической ёмкостью конденсатора.

В настоящее время всё чаще на аккумуляторах указывается энергетическая ёмкость — энергия, отдаваемая полностью заряженным аккумулятором при разряде до наименьшего допустимого напряжения. В системе СИ она измеряется в джоулях, на практике используется внесистемная единица — ватт-час. 1 Вт⋅ч = 3600 Дж.

Одна АБ емкостью 100 Ач может питать нагрузку током 1 А в течение 100 часов, или током 4 А в течение 25 часов, и т.п., хотя емкость батареи снижается при увеличении разрядного тока. На рынке продаются батареи емкостью от 1 до 2000 Ач.

Для увеличения срока службы свинцово-кислотной АБ желательно использовать только малую часть ее емкости до повторной зарядки. Каждый процесс разряда-заряда называется зарядным циклом, причем не обязательно полностью разряжать аккумулятор. Например, если вы разрядили аккумулятор на 5 или 10% и затем снова зарядили его - это тоже считается как 1 цикл. Конечно, количество возможных циклов будет сильно отличаться при различной глубине разряда (см. ниже). Если возможно использовать более 50% энергии, запасенной в АБ до ее заряда, без заметного ухудшения ее параметров, такая батарея называется батареей "глубокого разряда".

Изображение
Заряд-разрядные кривые.

Можно повредить батареи, если перезарядить их. Максимальное напряжение кислотных АБ должно быть 2,5 вольта на элемент, или 15 В для 12-ти вольтовой батареи. Многие фотоэлектрические батареи имеют мягкую нагрузочную характеристику, поэтому при увеличении напряжения ток заряда снижается значительно. Поэтому всегда необходимо использовать специальный контроллер заряда для солнечных батарей. В случае применения ветроэлектрических станций или микроГЭС, такие контроллеры также обязательны.

Напряжение

Напряжение на аккумуляторе зачастую является основным параметром, по которому можно судить о состоянии и степени заряженности аккумулятора. Особенно это относится к герметизированным аккумуляторам, у которых не возможно измерить плотность электролита.

Напряжение при заряде, разряде и отсутсвии тока очень сильно отличаются. Для определения степени заряженности аккумулятора измеряют напряжение на его клеммах при отсутствии как зарядного, так и разрядного токов в течение как минимум 3-4 часов. За это время напряжение обычно успевает стабилизироваться. Значение напряжения при заряде или разряде ничего не скажет от состоянии или степени заряженности АБ. Примерная зависимость степени заряженности аккумулятора от напряжения на его клеммах в режиме холостого хода, приведена в таблице ниже. Это типичные значения для стартерных аккумуляторов с жидким электролитом. Для герметизированных аккумуляторов (AGM и гелевых) обычно эти напряжения немного выше (нужно запрашивать производителя) - например, AGM батареи полностью заряжены, если напряжение составляет 13-13,2В (сравните с напряжением стартерных батарей с жидким электролитом 12,5-12,7В).


Степень заряженности
Для определения степени заряженности можно использовать также следующие 2 упрощенных метода.

1. Напряжение на аккумуляторе. Этот способ наименее точный, но требует только наличия цифрового вольтметра, способного измерять десятые и сотые доли вольта. Перед измерениями нужно отсоединить от аккумулятора всех потребителей и все зарядные устройства и подождать как минимум 2 часа. Затем можно измерить напряжение на терминалах аккумулятора. Ниже в таблице приведены напряжения для аккумуляторов с жидким электролитом. Для полностью заряженной новой AGM или гелевой батареи напряжение составляет 13-13,2В (сравните с напряжением стартерных батарей с жидким электролитом 12,5-12,7В). По мере старения аккумуляторов это напряжение снижается. Можно измерять напряжение на каждой банке аккумулятора, чтобы найти неисправную банку (разделите напряжение для 12В на 6 для того, чтобы определить нужное напряжение на одной банке).
2. Второй метод определения степени заряженности - по плотности электролита. Этот метод подходит только для аккумуляторов с жидким электролитом. Также, нужно подождать 2 часа перед измерениями. Для измерения используется ареометр. Обязательно наденьте резиновые перчатки и защитные очки! Держите рядом пищевую соду и воду на случай, если вода попадет на кожу.
Изображение


Срок службы аккумуляторов
Неправильно определять срок службы аккумуляторов в годах или месяцах. Срок службы батареи определяется числом циклов заряд-разряд и значительно зависит от условий ее эксплуатации. Чем глубже разряжается батарея, чем большее время она находится в разряженном состоянии, тем меньшее число возможных циклов работы.

Изображение
Срок службы аккумуляторных батарей в циклах

Само понятие «количество рабочих циклов «заряда-разряда» аккумулятора» относительное, так как сильно зависит от различных факторов. Кроме того, значение количества рабочих циклов, например для одного типа аккумулятора, не является универсальным понятием, так как зависит от технологии, различной у каждого из производителей.Срок службы аккумуляторов определяется в циклах, поэтому время работы в годах - приблизительное и рассчитано для типичных условий работы. Поэтому, если, например, в рекламе указано, что срок службы аккумуляторов составляет 12 лет, это значит, что производитель посчитал срок службы для буферного режима с средним числом циклов заряд-разряд 8 в месяц. Например, для AGM аккумуляторов Haze указывается срок службы 12 лет и максимальное число циклов 1200 при разряде на 20%. В год получается 100 таких циклов, в месяц - около 8.

Еще один важный момент - в процессе эксплуатации полезная емкость аккумулятора уменьшается. Все характеристики по количеству циклов обычно приводятся не до полной смерти аккумулятора, а до момента потери им 40% своей номинальной емкости. Т.е, если производителем приведено количество циклов 600 при 50% разряде, это значит, что через 600 идеальных циклов (т.е. при температуре 20С и разряде током одной величины, обычно 0,1С) полезная емкось аккумулятора будет 60% от начальной. При такой потере емкости уже рекомендуется замена аккумулятора.

Свинцово-кислотные АБ, предназначенные для использования в системах автономного электроснабжения имеют, срок службы от 300 до 3000 циклов в зависимости от типа и глубины разряда. В системах на базе ВИЭ батарея может разрядиться гораздо сильнее, чем при буферном режиме. Для обеспечения длительного срока службы, в типичном цикле разряд не должен превышать 20-30% емкости АБ, а глубокий разряд - не более 80% емкости. Очень важно сразу же после разряда заряжать свинцово-кислотные аккумуляторы. Длительное нахождение (более 12 часов) в разряженном или не полностью заряженном состоянии приводит к необратимым последствиям в аккумуляторах и снижению их срока службы.

Как определить, что аккумулятор уже близок к окончанию своего срока службы? Очень просто - у аккумулятора повышается внутреннее сопротивление, это приводит к более быстрому росту напряжения при заряде (и, соответственно, снижению времени, требуемого для заряда), и более быстрому разряду аккумулятора. Если заряд производится током, близким к предельно допустимому, умирающий аккумулятор будет нагреваться при заряде сильнее, чем раньше.


Максимальные токи заряда и разряда
Токи заряда и разряда любой аккумуляторной батареи измеряются относительно ее емкости. Обычно для аккумуляторов максимальный ток заряда не должен превышать 0,2-0,3С. Превышение зарядного тока ведет к сокращению срока службы аккумуляторов. Мы рекомендуем устанавливать максимальный ток заряда не более 0,15-0,2С. Смотрите характеристики на конкретные модели аккумуляторов для определения максимального зарядного и разрядного токов.


Саморазряд
Явление саморазряда характерно в большей или меньшей степени для всех типов аккумуляторов и заключается в потере ими своей емкости после того, как они были полностью заряжены в отсутствие внешнего потребителя тока.

Для количественной оценки саморазряда удобно использовать величину потерянной ими за определенное время емкости, выраженную в процентах от значения, полученного сразу после заряда. За промежуток времени, как правило, принимается интервал времени, равный одним суткам и одному месяцу. Так, например, для исправных NiCD аккумуляторов считается допустимым саморазряд до 10% в течение первых 24 часов после окончании заряда, для NiMH – немного больше, а для Li-ION пренебрежимо мал и оценивается за месяц. Саморазряд в герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторах значительно уменьшен и составляет 40% в год при 20 °С и 15% при 5 °С. При более высоких температурах хранения саморазряд увеличивается: при 40 °С батареи лишаются 40 % емкости за 4-5 месяцев.

Следует отметить, что саморазряд аккумуляторов максимален именно в первые 24 часа после заряда, а затем значительно уменьшается. Глубокий его разряд и последующий заряд увеличивают ток саморазряда.

Саморазряд аккумуляторов в основном обусловлен выделением кислорода на положительном электроде. Этот процесс еще больше усиливается при повышенной температуре. Так, при повышении окружающей температуры на 10 градусов по отношению с комнатной возможно увеличение саморазряда в два раза.

В некоторой степени саморазряд зависит от качества использованных материалов, технологического процесса изготовления, типа и конструкции аккумулятора. Потери емкости могут быть вызваны повреждением сепаратора, когда образования слипшихся кристаллов пробивают его. Сепаратором принято называть тонкую пластину, разделяющую положительный и отрицательный электроды. Это обычно происходит из–за неправильного обслуживания аккумулятора, его отсутствия или применения несоответствующих или некачественных зарядных устройств. У изношенного аккумулятора пластинки электродов разбухают, слипаясь друг с другом, что приводит к повышению тока саморазряда, при этом поврежденный сепаратор невозможно восстановить проведением циклов заряда/разряда.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 22:30

Типы свинцово-кислотных аккумуляторов, применяемые в системах автономного электроснабжения

Стартерные (автомобильные) - все вы их прекрасно знаете, требуют обслуживания и вентиляции. Имеют высокий саморазряд.

AGM - эти герметизированные, не обслуживаемые батареи не требуют вентилируемого помещения для установки. Недорогие батареи AGM типа прекрасно работают в буферном режиме, т.е. в режиме подзарядки. В таком режиме служат до 10-15 лет. Если же их использовать в циклическом режиме (т.е. постоянно заряжать-разряжать на хотя бы 30% от емкости), то их срок службы существенно сокращается.
AGM батареи общего назначения обычно используются в недорогих бесперебойниках (UPS); вообще UPS предназначены для аварийного завершения работ, а не для питания нагрузки в постоянном режиме. Поэтому, учитывая что обычно они стоят в офисах, там и ставят AGM батареи. Если АБ и выйдет из строя преждевременно, все же это во многих случаях дешевле, чем риск потери информации и результатов работы. Нельзя заряжать током более 0,3С, иначе они могут вспучиться.
Для резервных систем электроснабжения необходимо применять AGM батареи глубокого разряда, в которых применены специальные технологии, увеличивающие их срок службы в цикличных режимах работы.

Гелиевые батареи лучше выдерживают циклические режимы заряда-разряда. Также, они лучше переносят сильные морозы. Снижение емкости при понижении температуры аккумуляторов также меньше, чем у других типов аккумуляторов. Их применение более желательно в системах автономного электроснабжения, когда батареи работают в циклических режимах (заряжаются и разряжаются каждый день) и нет возможности поддерживать температуру аккумуляторов в оптимальных пределах. Гелиевые батареи немного дороже AGM батарей и тем более стартерных.
Гелиевые аккумуляторы имеют примерно на 10-30% больший срок службы, чем AGM аккумуляторы. Также, они менее болезненно переносят глубокий разряд. Одним из основных преимуществ гелиевых аккумуляторов перед AGM является существенно меньшая потеря емкости при понижении температуры аккумулятора. К недостаткам можно отнести необходимость строгого соблюдения режимов заряда.
Поэтому гелиевые аккумуляторы рекомендуется применять там, где требуется обеспечить долгий срок службы при более глубоких режимах разряда, а также, если температура аккумуляторов опускается ниже 5 градусов Цельсия.
Почти все герметичные аккумуляторы могут устанавливаться на боку.
Гелиевые аккумуляторы тоже отличаются по назначению - есть как общего назначения, так и глубокого разряда.

Тяговые - предназначены для цикличных режимов. Более подходят для автономных систем энергоснабжения (например, бортовых). Но и значительно дороже стартерных и гелиевых АБ, обычно имеют жидкий электролит, требуют обслуживания и вентилируемого помещения для установки.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 22:38

Выбор сечения кабеля

По кабелям, соединяющим инвертор и аккумуляторные батареи, протекает очень большой ток. Поэтому необходимо правильно выбрать сечение кабеля исходя из максимальных токов, которые может потреблять инвертор. Очень важно, чтобы соединения были надежными и имели малое сопротивление.

Для того, чтобы минимизировать падение напряжения в проводах между аккумуляторной батареей и, тем самым, увеличить эффективность использования инвертора, кабель должен быть достаточно толстым и максимально коротким.

Рекомендуемое сечение кабеля для длины 2 м:
Изображение

Для того, чтобы рассчитать необходимое сечение провода для конкретной установки, нужно знать мощность инвертора или зарядного устройства, или максимальный протекающий ток через эти провода. Также нужно знать расстояние от АБ до инвертора и напряжение постоянного тока в системе.

Обычно, большинство систем с напряжением 12В работает при напряжении в диапазоне от 11 до 12 В. Но, если это возможно, нужно выбирать кабель таким образом, чтобы падение напряжения в проводах было не более 2%, т.е. не более 0,25В. (См. Таблицу 2.)

Можно воспользоваться следующей формулой для выбора сечения провода:
R = E / I x L

R = удельное сопротивление провода в Ом/м

E = максимально допустимое падение напряжение в проводе, В

I = пропускаемый ток, А

L = общая длина кабеля в системе в метрах (умножить на 2 для положительного и отрицательного провода).


Например:
Нагрузка мощностью 60 Вт (ток будет равен 60/12 = 5A) находится на расстоянии 10 м от АБ напряжением 12В. Максимально допустимое падение напряжения составляет 2% (0.25 В):

R = 0.25 В / [(5 A)x(20м)] = 0.0025 Ом/м.

Удельное сопротивление провода должно быть меньше 0.0025 Ом/м. Из Таблицы 1 получаем минимальное сечение провода 6 мм2. Чем толще провод, тем меньше будет потерь при передаче энергии от АБ к нагрузке.

В более высоковольтных системах падение напряжения не так сильно сказывается на работе - так, для системы с напряжением 48 В те же допустимые 2% составляют уже 1 В, и для передачи одинаковой мощности требуется провод меньшим сечением.

Таблица 1
Изображение

Таблица 2
Изображение

Для систем с 24 или 48В длина кабеля может быть в 2 или 4 раза больше. Для напряжения 220В длина может быть в 20 раз больше.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 22:54

Замечания по работе аккумуляторов в генераторно-аккумуляторной системе


Аккумуляторы для работы в автономной системе электроснабжения на основе жидкотопливного генератора (дизельного, бензинового или газового) в качестве единственного источника энергии работают в тяжелых циклических режимах. Обычно система рассчитывается таким образом, чтобы генератор включался не более 1-2 раза в сутки для подзаряда аккумуляторов на 2-6 часов.

Обычно в автономных системах применяются герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы. Это связано с простотой их обслуживания.

При выборе режимов работы генераторно-аккумуляторной системы важно учитывать время заряда аккумуляторов. Чем сильнее вы разряжаете аккумуляторы, тем дольше нужно их заряжать. Например, если вы разрядили аккумулятор на 50%, тогда для того, чтобы зарядить его до 75%, нужно 3 часа, а до почти 90% - 6 часов. При этом ток заряда уменьшается по мере заряда аккумулятора (см. зарядные характеристики аккумуляторов).
Зависимость времени заряда АБ от глубины разряда - нажмите для увеличения картинки

Изображение
Рис.1. Зависимость времени заряда АБ от глубины разряда

Изображение
Рис.2.Типичные зарядные характеристики АБ

Основными причинами выхода из строя аккумуляторов в генераторно-инверторной системе являются

- глубокий разряд
- хронический недозаряд

Мало кто знает, какие напряжения разряда и заряда нужно устанавливать, чтобы продлить срок службы аккумуляторам в генераторной системе. Обычные рекомендации производителей инверторов даются для режима резервного электроснабжения, когда очень часто есть возможность полностью зарядить аккумуляторы и даже поддерживать их в режиме поддерживающего заряда (float charge).

Это приводит к тому, что дорогие гелевые или AGM аккумуляторы служат менее года.

Не всегда экономически целесообразно "гонять" генератор только для заряда аккумуляторной батареи на последней стадии заряда. В это время ток заряда минимальный, и генератор работает практически на холостом ходу. Однако очень важно при заряде свинцово-кислотных аккумуляторов регулярно заряжать их до 90-100%. Иначе происходит сульфатация пластин и необратимые отрицательные изменения в аккумуляторе.

Основными методами продлить жизнь аккумуляторов в инверторно-генераторной системе являются:
- Правильный выбор аккумуляторов. Нельзя в таких системах использовать аккумуляторы общего назначения - они рассчитаны только на работу в режиме резерва. Только аккумуляторы глубокого разряда обеспечат вам долгий срок службы
- Оптимальный выбор емкости аккумуляторной батареи в зависимости от среднего суточного энергопотребления
- Правильный выбор напряжений защитного отключения, запуска генератора, напряжения и времени режима насыщающего заряда
- Немедленный заряд аккумуляторов после глубокого разряда
- Регулярный заряд аккумуляторов до 100% при помощи генератора или дополнительного источника энергии (например, при отсутствии подключения к сети добавлять солнечные батареи или ветрогенератор для обеспечения более полного заряда аккумуляторов). В таких гибридных системах аккумуляторы служат в несколько раз дольше.
- Желательно использовать в системе инвертор с зарядным устройством, который регулирует заряд и разряд аккумулятора не просто по напряжению, а по степени заряженности (state of charge). Такие ББП обычно дороже, но они позволяют существенно продлить срок службы аккумуляторам (и не только в генераторно-аккумуляторной системе).

Если вы эксплуатируете генераторно-аккумуляторную систему, вам нужно откорректировать свои привычки потребления энергии. Так как в начале заряда аккумуляторов, они потребляют максимальный ток, то нужно в первые 3 часа заряда стараться не включать мощные потребители, которые будут забирать часть мощности генератора. После 2-3 часов заряда ток заряда сильно снижается, теперь можно пользоваться любыми приборами. Более того, на период от 4 до 10 часа заряда лучше запланировать работу мощной нагрузки - например, приготовление пищи на электроплите, работу стиральной машины, обогревателей и т.п. Это нужно для того, чтобы повысить эффективность работы генератора - его КПД максимальный при его загрузке около 80% от номинальной мощности. Также, всю вышеперечисленную нагрузку лучше включать именно тогда, когда работает генератор, а не от аккумуляторов - иначе аккумуляторы будут быстро разряжаться и вам нужно будет вскоре снова запускать генератор.

Изображение
Зависимость КПД генератора от загрузки

Также, советуется всем иметь еще один источник энергии, можно маломощный, например солнечные батареи или ветроустановки, чтобы иметь возможность регулярно дозаряжать аккумуляторы до 90-100%. Например, если у вас есть солнечные батареи, можно зарядить аккумуляторы до 70-80% генератором с утра, а потом в течение дня они будут дозаряжаться от солнечных батарей (нужно, чтобы при этом нагрузка в доме была меньше, чем вырабатывают солнечные батареи). Кроме того, солнечные батареи и ветроустановки позволяют значительно экономить на топливе и гораздо реже включать генератор (что уменьшает связанные его работой шум, выбросы вредных веществ и т.п.) и продлить время его работы между сменой масла и капитальным ремонтом.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 10 ноя 2014, 22:57

Использование щелочных аккумуляторов в генераторно-аккумуляторной системе

Альтернативой свинцово-кислотным аккумуляторам являются щелочные аккумуляторы с жидким электролитом. Щелочные аккумуляторы бывают двух типов: никель-кадмиевые или никель-металгидридные (герметичные) и никель-железные с жидким электролитом (типа НЖ).

К достоинствам этих аккумуляторов можно отнести:
- Возможность глубокого (до 100%) разряда без причинения вреда аккумулятору
- Заряд относительно большими токами (до 0,25С)
- Отличная работа при пониженных температурах (до -40С)
- Менее значительное по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами снижение емкости при снижении температуры
- Стойкость к недозаряду. Щелочные даже лучше недозаряжать - дольше прослужат.
- Малый саморазряд
- Большой срок службы
- Имеют меньший удельный вес, чем свиицово-кислотные
- При пониже­нии температуры против нормальной (+25°) ем­кость щелочных аккумуляторов уменьшается на 0,5% на каждый градус понижения температуры. Т.е. при -10С емкость АБ снижается на 17,5%. Это гораздо лучший показатель, чем у свинцово-кислотных - примерно -1% на каждый градус (например, у гелевых аккумуляторов при -10С емкость снижается на 30%. Нужно учитывать, что снижение нелинейное, и при низких температурах скорость снижения емкости возрастает).

Недостатки щелочных аккумуляторов, с которыми в некоторых условиях работы можно смириться
- невозможность заряда малыми токами ( при заряде от генератора выставить любой, и даже лучше если ток будет большой - быстрее зарядится)
- Эффект памяти. Если щелочные аккумуляторы разряжать не до конца, они теряют емкость.
- Больший диапазон рабочих напряжений - от 1В до 1,75В на элемент, что для 12В аккумулятора означает диапазон от 10 до 17,5В. Очень немногие инверторы и зарядные устройства могут работать в таком диапазоне напряжений. При этом при низких напряжениях на входе инвертора почти всегда его выходная мощность снижается.
- Более низкий КПД заряда - около 55% против 80% у свинцово-кислотных. Однако при заряде от генератора это не так важно, так как во второй части заряда ток заряда сильно уменьшается, а генератор все равно нужно оставлять работающим. Если при этом нет другой нагрузки на генератор, он работает неэффективно.
- Необходимость обслуживания. Обычно, ежегодно нужно менять электролит. Также, требуется некоторая квалификация персонала для обслуживания аккумуляторов
- В отличие от герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов, щелочные требуют специального вентилируемого помещения для хранения и работы. Мы не рассматриваем здесь герметичные никель-кадмиевые аккумуляторы - они в несколько раз дороже. Тем не менее, щелочные аккумуляторы при работе выделяют меньшее количество вредных газов и испарений, чем свинцово-кислотные с жидким электролитом.


Электролитом щелочных аккумуляторов является раствор едкого калия КОН с удельным весом 1,18—1,20.В начале заряда батареи щелочных аккумуляторов на каждый аккумулятор подают около 1,55В, затем напряжение постепенно увеличивают и доводят его в конце заряда до 1,75—1,8 В. В этом отличие от режимов заряда свинцово-кислотных аккумуляторов, которые в начале заряжаются максимальным током 0,2-0,3С, а затем при постоянном напряжении 2,4В/элемент. Соответственно, если мы имеем аккумулятор с номинальным напряжением 12В, на второй стадии заряда для щелочных аккумуляторов нужно напряжение 17,5-18В - такое напряжение обеспечивают не все зарядные устройства ББП. Поэтому обычно в системе используются щелочные аккумуляторы с пониженным напряжением - например, для 12В не 10, а 9 элементов, т.е. с номинальным напряжением 10,8В. При таком напряжении максимальная мощность инвертора снижается, следовательно, для обеспечения одинаковой мощности нужно брать инвертор на 20% мощнее, чем если бы он работал от свинцово-кислотных аккумуляторов.

Напряжение заряженного щелочного аккуму­лятора, отключенного от зарядного агрегата, со­ставляет 1,25—1,3 В. Это примерно соответствует напряжению заряженного свинцово-кислотного аккумулятора.

Разряжать щелочной аккумулятор можно только до напряжения 1,0—1,1В. Если брать 10 банок для 12В аккумулятора, то обычное защитное отключение большинства инверторов 10,5В вполне подходит.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что в отдельных случаях использовать щелочные аккумуляторы выгоднее, чем свинцово-кислотные. Таким случаем является генераторно-аккумуляторная система, в которой генератор является единственным источником энергии. При этом при применении щелочных никель-железных аккумуляторов есть следующие требования и особенности эксплуатации
- Необходимо иметь отдельное вентилируемое помещение
- Необходимо обслуживать аккумуляторы и ежегодно заменять в них электролит
- Зарядное устройство должно иметь широкий диапазон регулирования напряжения (от 9,5 до 17-18В)
- Инвертор должен иметь более широкий рабочий диапазон по входному напряжению
- Инвертор нужно выбирать с 20% запасом по номинальной мощности, т.к. от будет работать при пониженных входных напряжениях.
- Для того, чтобы обеспечить совместимость с зарядными устройствами для свинцово-кислотных аккумуляторов, нужно использовать меньшее номинальное напряжение аккумулятора (например, 10,8В против 12,5В у свинцово-кислотных).
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 17 ноя 2014, 04:13

как померять плотность электролита в мотоакб на 7 ач 12 в? там в банке жидкости капля , в ареометр не втянуть. выливать в тазик -так все перемешается.
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 17 ноя 2014, 04:37

??? Э-э-э... Ареометр для каких аккумуляторов? Мото или авто?
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 17 ноя 2014, 07:13

авто... а разве есть для мото?.... микропипетки... микроареометр.. микроБП..... ушел в гугль...
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 17 ноя 2014, 07:31

размерами только отличается. Вылей , сделай нормальную и залей.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 26 ноя 2014, 04:41

долго мусолил тему..... мне нужен совет. Надо устройство, которое при 13.5 В включает реле 12-вольтовое и подсоединяет акб к ЗУ , при достижении 14.5 - отключает и так циклом работет. желательно на релюшках. тразисторы только древние типа КТ и МП. что-то дубовое, ограничений по мощности и размерам нет. транс 600 ватт. и ток 10 А максимум. регулировка тока - сделал мощнейший реостат.
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 26 ноя 2014, 05:08

стабилитроны на 10 Вольт найти сможешь ? есть схема на 2 КТ361 и стабилитроне , но стабилитрон нужно подбирать.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение estimata » 26 ноя 2014, 05:26

карбид писал(а):Надо устройство, которое при 13.5 В включает реле 12-вольтовое и подсоединяет акб к ЗУ , при достижении 14.5 - отключает и так циклом работет.

А автоматическое зарядное устройство для автомобиля не подойдет? Как вариант использовать для этой цели контроллер заряда аккумулятора...
карбид писал(а):желательно на релюшках.

:o /чешет затылок/ ...Бери 2 релюшки: 1 на включение (как упало напряжение до заданного - отключается релюшка, замыкаются контакты, включается ЗУ), 2 на отключение. Ставь в цепь питания регулируемое сопротивление и настраивай его на нужное напряжение... Включать, например, можно обычное зарядное устройство...
З.Ы. Насколько помню - релюшку надо на 24 В.
Мудрый учится на чужих ошибках, умный - на своих, а дурак повторяет их из раза в раз.
ликбез от дилетанта estimata
Аватара пользователя
estimata
Архивариус
Архивариус
 
Сообщения: 8767
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 17:51

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 26 ноя 2014, 05:34

Форсируемую зарядку так лучше не делать , закипятишь аккумулятор.
На реле не собрать , минимальный ток срабатывания не даст.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 26 ноя 2014, 05:47

стоп... есть контроллер СМР 12 на 10А от солнечной батареи. если вместо СБ с блока питания на его подать 15-16 вольт с ограничением тока через реостат. он отключает-подключает акб в правильные вольты. Не сгорит? Мне торопиться некуда. можно и 2-3 А подавать. автомобильное зарядное автоматическое вещь хорошая, но сейчас совсем погано. товарища, который перевозил всякое, замели. остальные боятся ездить. шумно тут.
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 26 ноя 2014, 05:54

Изображение
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 26 ноя 2014, 05:59

Если в инструкции на этот блок есть упоминание ограничения , то можно даже без реостата.
Насчёт сгорит - как китайцы сделали , схему и монтаж смотреть надо.
Самое простое зарядное : на блоке питания делаешь 13,6 вольт , подключаешь реостат (делаешь зарядный ток) , и подключаешь аккумулятор. Т.е. БП-реостат-аккумулятор.
Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение Юра » 26 ноя 2014, 06:19

Юра
Живу я здесь
Живу я здесь
 
Сообщения: 6595
Зарегистрирован: 02 фев 2011, 19:51
Откуда: Саратов

Re: Аккумуляторы

Сообщение карбид » 27 ноя 2014, 05:14

сегодня собрал устройство: транс+мост+реостат+кондеры 5000 мкф. настроил на ток 1.5 А в акум и подсоединил контроллер. после достижения 14.8 В светодиод заморгал, ток задергался но ниже не стал. теже 1.5 А. напряжение стало падать до 14.4 потом опять расти ток прежний. дошло до 14.8 опять моргает, ток мелко дергается. акум неспешно кипит. выключил. акум кальциевый "веста" старый 7 лет, плотность 1.21 во всех банках. москвича запускает. шось странно работает контролер. может пульсации зарядного влияют на китайски микросхемы? или так и должно быть? там вроде транзисторы в режиме ключа напрямую подключают нагрузку к питанию. плавно не могут регулировать. почему нижнего порога нет? не пойму шось нифига.
Порвали на куски, размолотили в хлам. И добивая, объясняли стонущим врагам, - «запомните загадочный тактический приём, когда мы отступаем это мы вперёд идём.»
Аватара пользователя
карбид
Суровейший Эльф 80-го уровня
Суровейший Эльф 80-го уровня
 
Сообщения: 1978
Зарегистрирован: 31 мар 2014, 05:51
Откуда: местный песец

След.

Вернуться в Автономное хозяйство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron