Россия эпохи перемен (Р. Ищенко)

admin

Administrator
Команда форума
26 Мар 2023
619
0
16
Большинство хорошо осведомлено о том, что «верхи не могут, а низы не хотят», многие знают, что противоречия обостряются сверх обыкновенного. Некоторые даже помнят четвертый необходимый признак – раскол элит, наличие которого собственно и обеспечивает немощь верхов и обострение противоречий.
Но обычно недовольство низов дальше кухонь да трактиров не выходит. Государственной власти даже подавлять ничего не надо. Низы сами чувствуют бесперспективность попыток поделить на всех желающих условную «яхту Абрамовича». Но зато, как только революционная ситуация действительно складывается, нежелание низов моментально выливается в погромы имений, владельцы которых еще вчера были предметом не просто уважения, но обожания, в зверские расправы над офицерами, с которыми провели в одних окопах три с половиной года войны и которым многие обязаны жизнью, в бессмысленный разгром государственных учреждений, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность самих погромщиков, в конечном итоге в уничтожение государства, которое далеко не всегда удается воссоздать. И в миллионные потери населения, в любом случае.
Так почему же вдруг верхи раскалываются, теряют способность управлять и сглаживать противоречия, которые начинают обвально обостряться?
Происходит это по простой причине: система управления прекращает соответствовать текущему уровню общественного и экономического развития.
Появляются новые страты, которые оказываются в буквальном смысле слова незаметны старому государственному аппарату, а их деятельность не поддается регулированию старым законодательством. Механизм государственного управления начинает проворачиваться впустую, его эффективность резко падает, верховная власть получая сигналы о наличие проблемы, но, как правило, не имея возможности осознать ее причины, реагирует естественным (привычным) образом – усиливает контроль. В результате управленческий аппарат начинает резко разрастаться. Параллельно растет стоимость его содержания, а эффективность работы начинает снижаться с еще большим ускорением, поскольку пытающиеся оправдать свое существование надзорные и контрольные органы тормозят работу даже в сферах, не затронутых переменами.
Как уже было сказано, правящая элита всегда чувствует, что государственный аппарат начинает опережающими темпами разлагаться. Она также видит, что усилия по стабилизации ситуации только ухудшают положение вещей. Вот тут-то в попытке спасти быстро летящую к катастрофе ситуацию и происходит раскол внутри элиты, который и делает катастрофу неизбежной. Элита раскалывается на реформаторов и консерваторов.
Первые утверждают, что старый порядок полностью себя изжил и должен быть заменен кардинально новым, основные черты которого они узнали из трудов Сен-Симона или Монтескье, Маркса или Бакунина, Ленина или Троцкого, Кейнса или Фридмана. Точного представления о том, как должно выглядеть государство в «прекрасном новом мире», у них нет, поскольку сами их гуру по этому поводу не написали ничего, кроме отрывочных, не связанных друг с другом идей, больше направленных на критику пороков известного всем старого, чем на конструктивное предложение о создании чего-то нового.
Естественно, консерваторы не могли согласиться с таким инфантильным волюнтаризмом. Но, находясь в логике политической борьбы, они впадали в другую крайность, утверждая, что вообще ничего не надо менять, требуется только продолжать совершенствование имеющегося аппарата, а еще лучше «вернуться к истокам» (к «ленинским принципам», к «истинной монархии», в общем «к золотому веку»). Они начинали осознавать себя враждебными лагерями. Традиционное для любого общества противостояние по линии низы-элита, сменялось на конфликт реформаторов (разрушителей) с консерваторами (обскурантами). Враждующие элитные группы для усиления своих позиций начинали обращаться к низам, втягивая их в горнило политической борьбы, обучая ее методам и обогащая реальным опытом политического противостояния. Они же делали все для демонизации противостоящего лагеря.
Причем, если сами представители элиты, даже находясь во враждующих лагерях, еще могли поддерживать нормальные частные взаимоотношения, то упрощенно воспринимающие мир низы пылали ненавистью к оппонирующему лагерю. Особо подчеркну, как у голландцев, англичан, французов, красных и белых в России, как при распаде СССР, как сейчас на Украине, в ходе революционных потрясений страна не делится на противостоящие группы верхов и низов – представители старой элиты и низших классов есть по обе стороны баррикад, причем в сопоставимых количествах.

Раскол элиты с неизбежностью вызывает раскол общества, перерастающий в гражданскую войну, первым этапом которой оказывается революционное уничтожение государственных структур старого порядка, тем более тотальное, чем «успешнее» (радикальнее) революция. Естественно, страдает при этом, в первую очередь, порядок. Утративший эффективность задолго до всяких потрясений и дополнительно парализованный расколом элит государственный аппарат не имеет возможности задействовать против сравнительно немногочисленных первоначально революционеров силы правопорядка (даже, если им удалось избежать разложения). В результате силовые структуры, включая армию, теряют ориентацию и буквально растворяются в считанные дни.

Эксцессы, вызванные безнаказанностью революционных банд (именно банд, поскольку на каждого взявшего оружие в руки романтика приходится десяток как опытных, так и начинающих бандитов) вызывают ожесточение. У каждой стороны появляются свои мученики, за которых «надо отомстить». В конечном итоге и красные, и белые начинают воевать друг с другом «за единую и неделимую» (с некоторыми нюансами), возвращение старого порядка не поддерживает вообще никто, государство исчезает, а общество атомизируется. При этом наибольший ущерб несут именно государствообразующие страты: разного рода чиновники и бюджетники.

А смысл всей написанной мути:

Эти сбои усилились в информационную эпоху, когда построенный на жесткой регламентации аппарат перестал успевать с реакцией на огромный массив входящей информации. Именно поэтому в информационную эпоху условный популист (Ельцин) начал переигрывать условных аппаратчиков (Горбачева, Лигачева). Сила аппарата заключалась в возможности получить и проанализировать максимальный объем информации, за счет чего принять наиболее правильное решение. Сила популиста заключается в готовности взять на себя ответственность даже в том деле, в котором он абсолютно некомпетентен.
Мы не познаем реальность, собирая информацию, а, создавая информацию, создаем, таким образом, новую реальность. Эту реальность нельзя назвать виртуальной, ибо она оказывается реальнее реальной. Понятно, что построенный на старых принципах аппарат не может не просто работать, но даже существовать в условиях постинформационной эпохи.
Но теперь мы сами и наши оппоненты можем менять реальность по несколько раз в день. Более того, нормальный способ современного политического существования – работа в нескольких, постоянно меняющихся и перетекающих друг в друга реальностях.

Следовательно, необходима огромная пластичность и мобильность аппарата, а также (главное) его адаптация к существованию в постинформационных условиях. Аппарат должен не только иметь возможность одновременно работать в нескольких текущих реальностях, увязывая при этом весь спектр своих действий в единую логическую схему, но одновременно, для поддержания собственной и государственной стабильности, постоянно проецировать на государство и общество эксклюзивную реальность (первый пункт написания), обеспечивающую им стабильность и устойчивость в окружающем хаосе.

Такое состояние аппарата может быть достигнуто только за счет отсутствия жесткой регламентации прав и полномочий его частей. То есть для современной конституции вновь становится актуальной рекомендация Первого консула Бонапарта, данная создателям Конституции VIII года республики: «Пишите коротко и неясно».

Чтобы иметь возможность адекватно реагировать на зыбкий, текучий, постоянно меняющийся мир разных реальностей, государственный аппарат должен быть минимально связан формой. Законодательный орган, по существу и вовсе является раритетом – данью политической традиции, видящей в его наличии признак демократии.

Очевидно в такой ситуации, с одной стороны, во избежание негативной реакции в обществе должно быть формально сохранено законодательное собрание, но исполнительная власть должна получить возможность самостоятельного оперативного формулирования необходимых структурных изменений в аппарате, позиционных на международной арене и организационных внутри страны (второй пункт написания). Вероятно, с их оформлением через законодательное собрание задним числом. Само же законодательное собрание, учитывая его статус, количество способных людей и внимание СМИ может стать прекрасным механизмом для формирования поддержания устойчивой текущей реальности, в которой постоянно живут государство и общество, которая является для них якорной.

При этом надо понимать, что перетекание прав и полномочий (при необходимости) от одной ветви власти к другой, а также между структурами, должно стать обыденным явлением. Если конституции индустриального периода стремились максимально регламентировать правила, то конституциям постинформационного периода необходимо четко регламентировать их отсутствие, чтобы реальность можно было при необходимости максимально оперативно менять (третий и последний пункт написания). Конечно, регламентация хаоса – непростое дело, но на практике на Украине и Ближнем Востоке Россия уже научилась с этим справляться и сейчас готовится распространить свой опыт на вест мир. Юристам остается только найти формулировки, необходимые для его государственно-правового обоснования.