Камрады, зацените Делягина:
Экономист Михаил Делягин: «Почему перестройка обернулась катастройкой?» 25 лет спустя: Почему не удалась перестройка
2010.06.17 , Комсомольская правда
25 лет назад в СССР начались долгожданные перемены, с воодушевлением воспринятые народом: гласность, ускорение, перестройка. Но привели они не к дальнейшему процветанию великой страны на шестой части суши, как декларировали партия и правительство, а к ее развалу. И стали печальным символом обманутых надежд.
ДЕЛЯГИН: - Страшная боль, когда вы у людей, бывших тогда у власти, видите в глазах тихую безысходную тоску. Они ведь не могут до сих пор понять, что с ними происходило. Хорошие, честные в массе своей, знающие, как смогли они своими собственными руками с огромным энтузиазмом уничтожить великую страну?
Четверть века прошло с начала перестройки - жизнь целого поколения. А мы еще после нее не то, что на ноги - на карачки вставать не начали.
ОТ ПОХОРОН ВОЖДЕЙ К ГИБЕЛИ СТРАНЫ
- А как все прекрасно начиналось весной 1985 года! После череды смертей кремлевских вождей пришел Горбачев, и народ свободно вздохнул: "гонка на лафетах" окончена!
- Врачи "кремлевки" цинично звали ту пору "3П - Пятилетка Пышных Похорон" - Суслов, Брежнев, Андропов, Черненко.
- Новый генсек был молод, свеж, весь сияющий, лакированный.Родимое пятно на голове ретушировали на фото; его перестали скрывать, по-моему, году в 1989-м, когда и произошла десакрализация власти. Сравнимо с тем, как после расстрела Белого дома даже самые демократические издания тогдашней России слово "президент" по отношению к Ельцину стали писать с маленькой буквы.
- За то пятно Михаила Сергеевича в народе позже прозвали "Меченым". Намек на знак, мягко говоря, потусторонних разрушительных сил. Как и сросшиеся пальцы "Шестипалого" Бориса Николаевича. Удивительно, но оба и в самом деле оказались разрушителями.
- Но весной 85-го народ Горбачева полюбил. Он потряс не только молодостью, энергией, но и способностью говорить по-человечески, "без бумажки". А главное, в стране что-то действительно стало меняться. Пусть иногда и в не очень правильном направлении, как борьба с нетрудовыми доходами, но государство из тупой косной машины вновь стало инструментом развития нашего общества.Это напоминало религиозное откровение.
Сейчас невозможно представить порожденный этим энтузиазм. Помню май 1985 года: только что объявлена борьба с пьянством, навстречу идет слегка нетрезвая женщина и среди бела дня протягивает мне, десятикласснику, полбутылки водки: "Я больше не пью, возьми!"
- Взяли?
- Застеснялся. Да и не пил тогда еще.
От "сухого закона" умерло довольно много людей. Ведь при резком прекращении потребления алкоголя у привыкшего к нему организма сжимаются сосуды. Нельзя забывать и о подрыве бюджета, которым обернулась та кампания в самый неподходящий момент. Были и другие минусы. Но не стоит забывать о "поколении Горбачева". Многие люди, входящие сегодня в жизнь, просто не родились бы, пей страна по-старому, по-черному! Мне один из них написал:
"Никогда не прощу Горбачеву развал страны, но и добра не забуду: своего рождения и того, что все здания, в которых пришлось жить и быть - квартира, детсад, школа, поликлиника и прочее - были построены при нем, в конце 80-х".
Мы привыкли ругать Горбачева - и, в общем, за дело. Он действительно развалил страну и вымостил дорогу либеральным фундаменталистам, свято верующим в то, что солнце восходит не просто на Западе, а в Вашингтоне. И когда заявляет, что лично не пролил ни капли крови - выходит, что кровь в Тбилиси, Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, Ферганской долине, Вильнюсе и Риге, да и в Москве в ходе ГКЧП пролилась сама?
Мы этого не забудем, но и хорошее помнить надо. У Горбачева два выдающихся достижения, которые сейчас в полной мере не осознать: то время прошло, и многое просто забылось.
Прежде всего, резко исчез страх перед КГБ.
- Мне кажется, не было при Брежневе такого уж дикого страха, как в сталинские времена "черных воронов", о которых рассказывала мать.Я спокойно пел в общаге опального Галича,"Ни страны, ни погоста!" Бродского.Про анекдоты о КПСС, Леониде Ильиче вообще молчу.
- Это даже не перед КГБ страх, а перед собственным отдалением от общества, перед собственным инакомыслием, отщепенством. Стало нормальным чем-то отличаться от остальных.Второе, что ушло - страх ядерной войны.
- Согласен. Но ушла и великая страна.
- И это вечный упрек не только Горбачеву, но и всем, кто тогда жил. Я знаю людей, которые до сих пор не могут себе простить искреннего участия в перестройке.
Демократы-перестройщики обещали чудо покруче коммунизма: всеобщее счастье за 500 дней. В центре - будущий первый мэр Москвы Г. Попов.
ОТКОПАЕМ БРЕЖНЕВА, БУДЕМ ЖИТЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ!
- Кто ж тогда знал, что так получится? И почему так случилось? Диверсии западных спецслужб, их "агентов влияния", происки масонов?
- Да, было много сознательных, циничных политических диверсий. Например, мировая цена нефти так вовремя упала из-за специальных переговоров, проведенных США с Саудовской Аравией. Но главный ледокол разрушения - советский правящий класс, партхозноменклатура. Она мечтала жить, как на "загнивающем" Западе. Разговоры про "железный занавес" во многом условны: были интенсивные поездки лояльных государству людей на Запад, и каждый привозил кучу вещей и рассказов.
- Джинсы, магнитофоны.
- Все, от журналов до презервативов. Эти поездки имели мощный кумулятивный эффект. Советские руководители разных уровней, общаясь с западными коллегами, видели, что те по профессионализму, а часто и по человеческим качествам не годятся им в подметки, но живут на порядок, на два лучше. И они хотели жить так же. А для этого требовалось отщипнуть себе часть ресурсов, которые они распределяли.
- Советская система хозяйствования, кто не знает или не помнит, была планово-распределительная.
- Стремление партхозноменклатуры - естественное стремление! - потреблять, как на Западе, все и сломало. Номенклатура не желала устраивать "катастройку, переходящую в перестрелку": она хотела, как лучше, но не знала, как.
- Получилось как всегда. И даже хуже.
- Ее благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад либеральных реформ. Мы должны понимать, что отчасти треп, будто все развалили коммунисты во главе с Горбачевым - правда.
- С помощью пресловутого "сухого закона"? Сейчас все валят на него!
- Корень бед гораздо глубже! В экономике было совершено три принципиальных действия. Прежде всего, создали кооперативы: для вывода товаров, в первую очередь сырья, из госсектора с фиксированными ценами в частный сектор со свободными ценами. С другой стороны, кооперативы дали возможность "обналичивать" деньги - переводить их со счетов предприятий в доходы частных лиц. Это разом уничтожило сбалансированность советской экономики. Товарный дефицит многократно усилился, так как столкнувшиеся с нехваткой продукции предприятия приходили за ней на частный рынок, и цены на нем подскакивали, стимулируя переток туда все новых и новых госресурсов.
Таким образом, усугубление дефицита и рост цен шли рука об руку.
Второе - создание товарно-сырьевых бирж. Они консолидировали товары, которые
вытаскивали из госсектора кооперативы, в большие партии, удобные для экспорта. И третье - относительная свобода внешнеэкономической деятельности, чтобы экспортировать вытащенные из живого экономического организма ресурсы и получать за это валюту или ширпотреб.
Система была введена 1 января 1987 года и уже через 10 месяцев уничтожила сбалансированность потребительского рынка. Он рухнул, по стране распространились карточки.
- А мы-то, чудаки, тогда удивлялись, почему вдруг исчезло все, что было?
- Вводившие систему люди не понимали, что делают. Интересы советского правящего класса реализовывались во многом бессознательно. Объясни им тогда, что творят, визжали бы от негодования и посыпали голову пеплом. Но тогда они этого не ведали.
- Кто конкретно?
- Прежде всего, Совет Министров ССССР во главе с Рыжковым. Поговорка "Откопаем Брежнева, будем жить по-прежнему" - из 1988 года. В 1986-87 годах вместо "жить" еще говорили "пить".
В том же 88-м я в читальном зале МГУ увидел вырезанные на столе строки: "По России мчится тройка: Мишка, Райка, перестройка". Для меня это было святотатство: да,конечно, есть серьезные недостатки, но дали же свободу!
- Столичный студент, что возьмешь! Но почему не нашлось советского генерала Пиночета, который навел бы порядок железной рукой? Или хотя бы твердой, как Генштаб в Турции?
- У военных были свои интересы, и в основном они мыслили узковедомственными категориями в то время, когда пришло время общеполитических. Они не заметили, что пришла пора бороться за власть, и по инерции боролись за ресурсы. Это их и погубило. А военно-промышленный комплекс со сталинских времен обладал приоритетом и по-прежнему забирал все, что было нужно, и даже больше. Ведь утечка ресурсов в частный сектор шла и из самого ВПК. Они ему требовались как для своего производства, так и для ширящейся утечки. Ресурсы забирались, естественно, у гражданского сектора, усугубляя дефицит.
- Дошло до "утечки" колонны танков, которую хотели продать за рубеж под видом металлолома. Нашумевшая на весь мир история.
- Все рассыпалось, и уже со второй половины 1989 г работать стало, по сути, бессмысленно: выгодно было лишь спекулировать. А ведь 1989 г - пик Советского Союза! У людей уже был приработок, а крах потребительского рынка еще удерживался в некоторых рамках. И, конечно, свобода, инициатива, возможность зарабатывать деньги, самореализовываться. Это был лучший по самоощущению народа год, но по сути - смерть на взлете.
Экономист Михаил Делягин: «Почему перестройка обернулась катастройкой?» 25 лет спустя: Почему не удалась перестройка
2010.06.17 , Комсомольская правда
25 лет назад в СССР начались долгожданные перемены, с воодушевлением воспринятые народом: гласность, ускорение, перестройка. Но привели они не к дальнейшему процветанию великой страны на шестой части суши, как декларировали партия и правительство, а к ее развалу. И стали печальным символом обманутых надежд.
ДЕЛЯГИН: - Страшная боль, когда вы у людей, бывших тогда у власти, видите в глазах тихую безысходную тоску. Они ведь не могут до сих пор понять, что с ними происходило. Хорошие, честные в массе своей, знающие, как смогли они своими собственными руками с огромным энтузиазмом уничтожить великую страну?
Четверть века прошло с начала перестройки - жизнь целого поколения. А мы еще после нее не то, что на ноги - на карачки вставать не начали.
ОТ ПОХОРОН ВОЖДЕЙ К ГИБЕЛИ СТРАНЫ
- А как все прекрасно начиналось весной 1985 года! После череды смертей кремлевских вождей пришел Горбачев, и народ свободно вздохнул: "гонка на лафетах" окончена!
- Врачи "кремлевки" цинично звали ту пору "3П - Пятилетка Пышных Похорон" - Суслов, Брежнев, Андропов, Черненко.
- Новый генсек был молод, свеж, весь сияющий, лакированный.Родимое пятно на голове ретушировали на фото; его перестали скрывать, по-моему, году в 1989-м, когда и произошла десакрализация власти. Сравнимо с тем, как после расстрела Белого дома даже самые демократические издания тогдашней России слово "президент" по отношению к Ельцину стали писать с маленькой буквы.
- За то пятно Михаила Сергеевича в народе позже прозвали "Меченым". Намек на знак, мягко говоря, потусторонних разрушительных сил. Как и сросшиеся пальцы "Шестипалого" Бориса Николаевича. Удивительно, но оба и в самом деле оказались разрушителями.
- Но весной 85-го народ Горбачева полюбил. Он потряс не только молодостью, энергией, но и способностью говорить по-человечески, "без бумажки". А главное, в стране что-то действительно стало меняться. Пусть иногда и в не очень правильном направлении, как борьба с нетрудовыми доходами, но государство из тупой косной машины вновь стало инструментом развития нашего общества.Это напоминало религиозное откровение.
Сейчас невозможно представить порожденный этим энтузиазм. Помню май 1985 года: только что объявлена борьба с пьянством, навстречу идет слегка нетрезвая женщина и среди бела дня протягивает мне, десятикласснику, полбутылки водки: "Я больше не пью, возьми!"
- Взяли?
- Застеснялся. Да и не пил тогда еще.
От "сухого закона" умерло довольно много людей. Ведь при резком прекращении потребления алкоголя у привыкшего к нему организма сжимаются сосуды. Нельзя забывать и о подрыве бюджета, которым обернулась та кампания в самый неподходящий момент. Были и другие минусы. Но не стоит забывать о "поколении Горбачева". Многие люди, входящие сегодня в жизнь, просто не родились бы, пей страна по-старому, по-черному! Мне один из них написал:
"Никогда не прощу Горбачеву развал страны, но и добра не забуду: своего рождения и того, что все здания, в которых пришлось жить и быть - квартира, детсад, школа, поликлиника и прочее - были построены при нем, в конце 80-х".
Мы привыкли ругать Горбачева - и, в общем, за дело. Он действительно развалил страну и вымостил дорогу либеральным фундаменталистам, свято верующим в то, что солнце восходит не просто на Западе, а в Вашингтоне. И когда заявляет, что лично не пролил ни капли крови - выходит, что кровь в Тбилиси, Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, Ферганской долине, Вильнюсе и Риге, да и в Москве в ходе ГКЧП пролилась сама?
Мы этого не забудем, но и хорошее помнить надо. У Горбачева два выдающихся достижения, которые сейчас в полной мере не осознать: то время прошло, и многое просто забылось.
Прежде всего, резко исчез страх перед КГБ.
- Мне кажется, не было при Брежневе такого уж дикого страха, как в сталинские времена "черных воронов", о которых рассказывала мать.Я спокойно пел в общаге опального Галича,"Ни страны, ни погоста!" Бродского.Про анекдоты о КПСС, Леониде Ильиче вообще молчу.
- Это даже не перед КГБ страх, а перед собственным отдалением от общества, перед собственным инакомыслием, отщепенством. Стало нормальным чем-то отличаться от остальных.Второе, что ушло - страх ядерной войны.
- Согласен. Но ушла и великая страна.
- И это вечный упрек не только Горбачеву, но и всем, кто тогда жил. Я знаю людей, которые до сих пор не могут себе простить искреннего участия в перестройке.
Демократы-перестройщики обещали чудо покруче коммунизма: всеобщее счастье за 500 дней. В центре - будущий первый мэр Москвы Г. Попов.
ОТКОПАЕМ БРЕЖНЕВА, БУДЕМ ЖИТЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ!
- Кто ж тогда знал, что так получится? И почему так случилось? Диверсии западных спецслужб, их "агентов влияния", происки масонов?
- Да, было много сознательных, циничных политических диверсий. Например, мировая цена нефти так вовремя упала из-за специальных переговоров, проведенных США с Саудовской Аравией. Но главный ледокол разрушения - советский правящий класс, партхозноменклатура. Она мечтала жить, как на "загнивающем" Западе. Разговоры про "железный занавес" во многом условны: были интенсивные поездки лояльных государству людей на Запад, и каждый привозил кучу вещей и рассказов.
- Джинсы, магнитофоны.
- Все, от журналов до презервативов. Эти поездки имели мощный кумулятивный эффект. Советские руководители разных уровней, общаясь с западными коллегами, видели, что те по профессионализму, а часто и по человеческим качествам не годятся им в подметки, но живут на порядок, на два лучше. И они хотели жить так же. А для этого требовалось отщипнуть себе часть ресурсов, которые они распределяли.
- Советская система хозяйствования, кто не знает или не помнит, была планово-распределительная.
- Стремление партхозноменклатуры - естественное стремление! - потреблять, как на Западе, все и сломало. Номенклатура не желала устраивать "катастройку, переходящую в перестрелку": она хотела, как лучше, но не знала, как.
- Получилось как всегда. И даже хуже.
- Ее благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад либеральных реформ. Мы должны понимать, что отчасти треп, будто все развалили коммунисты во главе с Горбачевым - правда.
- С помощью пресловутого "сухого закона"? Сейчас все валят на него!
- Корень бед гораздо глубже! В экономике было совершено три принципиальных действия. Прежде всего, создали кооперативы: для вывода товаров, в первую очередь сырья, из госсектора с фиксированными ценами в частный сектор со свободными ценами. С другой стороны, кооперативы дали возможность "обналичивать" деньги - переводить их со счетов предприятий в доходы частных лиц. Это разом уничтожило сбалансированность советской экономики. Товарный дефицит многократно усилился, так как столкнувшиеся с нехваткой продукции предприятия приходили за ней на частный рынок, и цены на нем подскакивали, стимулируя переток туда все новых и новых госресурсов.
Таким образом, усугубление дефицита и рост цен шли рука об руку.
Второе - создание товарно-сырьевых бирж. Они консолидировали товары, которые
вытаскивали из госсектора кооперативы, в большие партии, удобные для экспорта. И третье - относительная свобода внешнеэкономической деятельности, чтобы экспортировать вытащенные из живого экономического организма ресурсы и получать за это валюту или ширпотреб.
Система была введена 1 января 1987 года и уже через 10 месяцев уничтожила сбалансированность потребительского рынка. Он рухнул, по стране распространились карточки.
- А мы-то, чудаки, тогда удивлялись, почему вдруг исчезло все, что было?
- Вводившие систему люди не понимали, что делают. Интересы советского правящего класса реализовывались во многом бессознательно. Объясни им тогда, что творят, визжали бы от негодования и посыпали голову пеплом. Но тогда они этого не ведали.
- Кто конкретно?
- Прежде всего, Совет Министров ССССР во главе с Рыжковым. Поговорка "Откопаем Брежнева, будем жить по-прежнему" - из 1988 года. В 1986-87 годах вместо "жить" еще говорили "пить".
В том же 88-м я в читальном зале МГУ увидел вырезанные на столе строки: "По России мчится тройка: Мишка, Райка, перестройка". Для меня это было святотатство: да,конечно, есть серьезные недостатки, но дали же свободу!
- Столичный студент, что возьмешь! Но почему не нашлось советского генерала Пиночета, который навел бы порядок железной рукой? Или хотя бы твердой, как Генштаб в Турции?
- У военных были свои интересы, и в основном они мыслили узковедомственными категориями в то время, когда пришло время общеполитических. Они не заметили, что пришла пора бороться за власть, и по инерции боролись за ресурсы. Это их и погубило. А военно-промышленный комплекс со сталинских времен обладал приоритетом и по-прежнему забирал все, что было нужно, и даже больше. Ведь утечка ресурсов в частный сектор шла и из самого ВПК. Они ему требовались как для своего производства, так и для ширящейся утечки. Ресурсы забирались, естественно, у гражданского сектора, усугубляя дефицит.
- Дошло до "утечки" колонны танков, которую хотели продать за рубеж под видом металлолома. Нашумевшая на весь мир история.
- Все рассыпалось, и уже со второй половины 1989 г работать стало, по сути, бессмысленно: выгодно было лишь спекулировать. А ведь 1989 г - пик Советского Союза! У людей уже был приработок, а крах потребительского рынка еще удерживался в некоторых рамках. И, конечно, свобода, инициатива, возможность зарабатывать деньги, самореализовываться. Это был лучший по самоощущению народа год, но по сути - смерть на взлете.