Ответственный редактор "Журнала Московской патриархии", официального органа Русской православной церкви, Сергей Чапнин назвал странным обычай поклонения Вечному огню и сказал, что в основе этого лежит язычество.
"Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия... Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале", - говорится в тезисах выступления Чапнина на заседании Совета по внешней и оборонной политике, опубликованных в блоге журналиста, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
По его словам, Победа в войне воспринимается сегодня как "единственное "священное" событие нашей истории XX века", а ее празднование "сконструировано" как религиозное действие.
"Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами", - утверждает Чапнин, добавляя, что "в основе этой гражданской религии лежат языческие ценности, смыслы и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой", и "ритуальные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню".
Редактор официального церковного журнала указал на "весьма опасные", по его мнению, черты культуры, "в центре которой находится "День Победы"".
К ним он отнес "сохранение и культивирование "образа врага"; тотальную героизацию войны, превращение ее в лубок и забвение войны как трагедии; острое переживание ущемленной национальной гордости ("Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены"); примитивное (языческое) понимание патриотизма; оправдание победой всего, что случилось с Россией в ХХ веке, и прежде всего тоталитарного режима и лично Сталина".
По мнению Чапнина, в последние годы обостряется конфликт "между постсоветской гражданской религией и русской культурой, вдохновленной евангельским идеалом".
Чапнин также убежден, что "мы используем неверные понятия для описания окружающей нас реальности", в том числе когда речь заходит о русском мире. "Мы хотим говорить о русском народе и русской культуре. Между тем все это уже давно советское или, точнее, постсоветское", - сказано в докладе.
"Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия... Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале", - говорится в тезисах выступления Чапнина на заседании Совета по внешней и оборонной политике, опубликованных в блоге журналиста, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
По его словам, Победа в войне воспринимается сегодня как "единственное "священное" событие нашей истории XX века", а ее празднование "сконструировано" как религиозное действие.
"Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами", - утверждает Чапнин, добавляя, что "в основе этой гражданской религии лежат языческие ценности, смыслы и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой", и "ритуальные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню".
Редактор официального церковного журнала указал на "весьма опасные", по его мнению, черты культуры, "в центре которой находится "День Победы"".
К ним он отнес "сохранение и культивирование "образа врага"; тотальную героизацию войны, превращение ее в лубок и забвение войны как трагедии; острое переживание ущемленной национальной гордости ("Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены"); примитивное (языческое) понимание патриотизма; оправдание победой всего, что случилось с Россией в ХХ веке, и прежде всего тоталитарного режима и лично Сталина".
По мнению Чапнина, в последние годы обостряется конфликт "между постсоветской гражданской религией и русской культурой, вдохновленной евангельским идеалом".
Чапнин также убежден, что "мы используем неверные понятия для описания окружающей нас реальности", в том числе когда речь заходит о русском мире. "Мы хотим говорить о русском народе и русской культуре. Между тем все это уже давно советское или, точнее, постсоветское", - сказано в докладе.